Pozitiv.ua расспросил Антона Логова — художника, преподавателя "Школы Современного Искусства" о том:

Как часто люди не понимают инсталляции?
Какие самые интересные случаи были во время подготовки/презентации?
Можно ли повторить свои работы или это табу?
и другом.

Мне хочется поговорить с художником, автором этой арт-инсталляции. Так происходит практически всегда, когда вижу потрясающие, захватывающие дух работы. Способные своей необычной конструкцией вести в стопор и задуматься: "Это творил человек?" Или художник идет напролом через все органы восприятия: "хватает за рукав", "сбивает с ног"- добивается ожидаемого эффекта. А еще подкрадывается к скрытому нерву в душе и ты плачешь. Не знаю, почему вызывает такую реакцию некоторые арт-объекты. Как много вопросов, которые нужно задать, но рядом нет никого, кто ответит. Pozitiv.ua пришел за ответами к Антону Логову — художнику, преподавателю "Школы Современного Искусства"


Инсталляции - это больше о прошлом, настоящем или будущем?

Инсталляция - это одна из форм в искусстве. И, именно благодаря этому, в ней можно разглядеть все, что угодно, или же не увидеть вообще ничего.

Что же касается моих работ, то они апеллируют к вневременным понятиям, таким, как жизнь, любовь, история искусств. Иногда я нарочито ввожу в них современные предметы и артефакты недавних времен.

Например, моя инсталляция “Реинкарнация” в проекте “Тени Забытых Предков. Выставка” собрана из элементов настоящей гуцульской хаты середины 20 века. И этим она уже рефлексирует к тому времени, но сама форма и подача - современные.
А вот инсталляция “Парк коррупции”, над которой я работал в качестве художника (разработал визуальную форму) уже точно привязана к современности, к новым временам. Хотя и общие формы-холмы ее вечные, как сама природа.
Совсем недавно я вернулся из Луцка, где в Музее Корсакив открылась выставка “Иммунитет”, для которой я специально сделал инсталляцию “Эпидемия”.Эта работа связывает зрителя с темой карантина, но через концептуально-абстрагированную визуальную подачу.
Или, например, моя инсталляция “Книга времен” вообще связывает в одной работе три времени: прошлое (советское), сегодняшнее и фантомное будущее, которое можно только представлять.

Благодаря объемной форме инсталляция может расскрыть многогранные проблему, передать глубокий смысл. И именно она эффективно работает с любыми градациями и видоизменениями понятия “время”.

Антон Логов. Инсталляция «Реинкарнация». Тени Забытых Предков. Выставка. Мистецький Арсенал. 2016

Как художник понимает, что его работа резонирует людям?

Думаю, что художник не может этого до конца понять, да и не должен, наверное. Художник - посредник между идеей и зрителем. Он всего лишь визуализирует то, что чувствует, знает или понимает. И его задача максимально качественно это делать. И, как это не раз доказала история искусств, даже если зритель не сразу поймет работу художника, ее могут принять следующие поколения.

Если говорить о моих ориентирах, то я доверяю своей интуиции и кураторам, а также команде, с которыми мы заранее обсуждаем идеи новых проектов.

Безусловно, этот вопрос также связан с готовностью зрителя. В Украине существует проблема с образованием и артикуляцией современного искусства. Когда я учился в Киевской Академии Художеств, мне однозначно не хватало информации о выставках современного искусства, да и научиться инсталляции было негде, не было где это посмотреть. В инсталляции важно понимать масштаб и в прямом смысле погружаться в это действие. Поэтому позже я часто ездил на Венецианское Биеннале и посещал музеи Европы, чтобы восполнить этот пробел.

Сейчас же есть Школа Современного Искусства, в которой я уже 5 лет преподаю предмет “инсталляция”. Кстати, этой осенью стартует новый набор на курс “Художник”,и вы еще успеете записаться, чтобы получить свой билет в мир современного искусства и резонировать на любые его темы.

Антон Логов. Инсталляция «Ковчег». Галерея Saatchi. Лондон. 2015

Доводилось ли слышать от посетителей выставки: “Что это значит? Какой бред?” Как реагируете на эти высказывания?

Да. Но сегодня все реже. И это радует. Реагирую на это спокойно, так как знаю, что существует стена в понимании современного искусства между произведением художника и зрителем.
Искусство - это постоянная работа над собой, а ведь не так и много людей посещают музеи и выставки. Эту стену можно разрушить только путем образования и окультуривания..

Антон Логов. Инсталляция «Книга времен». Галерея Saatchi. Лондон. 2014

Какие работы вы бы повторили и почему? Или так не принято и нужно каждый раз удивлять?

Бывает такое, что я продолжаю развивать определенную тему или направление. Но полностью повторить - это не интересно, да и не нужно. Даже если меня иногда просят повторить работу для какой-то выставки или фестиваля, я обычно дополняю ее чем-то новым или полностью трансформирую.

Так было с работой “New Times”, которую я впервые показал в “Я Галерее”, в Днепре, в 2014 году. А затем, в 2015 году, мы совместно с куратором Павлом Гудимовым существенно изменили ее форму, избавились от некоторых элементов и показали ее уже на “ArtVilnius”.

Антон Логов. Инсталляция «New Times». ArtVilnius. Литва. 2015

Кажется, что создать инсталляцию очень легко (видимая часть, как в балете). Какие работы были наиболее трудозатратными?

Со стороны любое дело кажется легче, чем есть на самом деле. Создавать инсталляцию – это как интеллектуальная, так и физическая нагрузка. И, конечно, ее важно правильно распределить. Как правило, на больших инсталляциях работает команда, задача которой правильно и эффективно распределить обязанности.
К примеру, у нас был интересный опыт в 2019 году на фестивале «Translatorium» в Хмельницком, куда меня пригласила одна из его кураторок Вероника Ядуха. Мы воздвигли мою инсталляцию «А» на центральной площади города. В высоту работа составила 8 метров. В основе была арка, сваренная из металлических бочек. Мы использовали подъемный кран, чтобы сваривать бочки прямо на высоте. Запоминающееся действо.

Антон Логов. Инсталляция «А». Фестиваль «Translatorium». 2019

Кто или что может повлиять на идею? Идея на заказ - это возможно?

На идею может повлиять только художник, или же куратор, если это их общий проект. В этом плане, мне нравится обговаривать идеи и сотрудничать с Павлом Гудимовым.

Павел Гудимов и Антон Логов. ArtVilnius. Литва. 2015

А вы можете назвать самые интересные случаи во время подготовки/презентации?

Самое интересное во время подготовки к реализации идеи - ее задумка и время поисков-эскизов. Зарождение идеи может произойти где угодно: сидя в метро, читая книгу или прогуливаясь в сквере.
А наиболее интересное во время презентации – это момент, когда все получается, как задумал, а иногда даже интереснее. Но, бывает, что выставка не открывается вообще, или переносится этот печальный опыт.

Очень интересная история связана с монтажом работы «Момент истины». Однажды я шел в мастерскую, и увидел возле соседнего дома сгоревший легковой автомобиль. Это оказалась машина ведущего телепрограммы на 5 канале. В ту ночь сгорело 8 машин по городу. У меня возникло желание использовать этот автомобиль в инсталляции. В тот момент меня как раз пригласил поучаствовать в проекте Андрей Сидоренко. Пришлось вызывать эвакуатор, чтобы доставить машину на нужное место и унас было буквально несколько лишних сантиметров, чтобы затащить ее в выставочный зал. Уже после этой выставки эту же работу пригласил выставить в Мистецьком Арсенале Александр Соловьев.

Антон Логов. Инсталляция «Момент истины». Мистецький Арсенал. 2014

Очень интересная история связана с монтажом работы «Момент истины». Однажды я шел в мастерскую, и увидел возле соседнего дома сгоревший легковой автомобиль. Это оказалась машина ведущего телепрограммы на 5 канале. В ту ночь сгорело 8 машин по городу. У меня возникло желание использовать этот автомобиль в инсталляции.

Что нужно знать чтобы полюбить инсталляции зрителю? Украинский зритель гибче в восприятии чем на “западе” или наоборот?

Как правило, я рекомендую зрителю как можно чаще посещать музеи и выставки, а украинскому зрителю - избавляться от всяческих постсоветских комплексов, стереотипов и табу в восприятии искусства. И прогресс, кстати, в этом плане уже наблюдается.

Антон Логов. Инсталляция «Язык рыб». Гогольфест. Мариуполь. 2019

Ваши любимые работы украинских художников?

Мне очень близки абстрактные работы Игоря Яновича, скульптурные произведения Николая Малышко, графические циклы Павла Макова, живопись Николая Маценко, творчество Жанны Кадыровой.

Игорь Янович и Антон Логов. ArtVilnius. 2015

Интересно, было ли так, что вы придумали идею и даже начали воплощать, а кто то уже осуществил ее?

Думаю, что все идеи существуют в космосе и даже в параллельных реалиях. У меня была когда-то работа про это под названием «Синхрония». Это физическое понятие про вещи, которые случаются одновременно в параллельных реальностях, т.е. синхронизируются. Поэтому и кажется, что что-то повторяется, а на самом деле художники просто мыслят в одном направлении.
И, действительно, как-то мои друзья по фейсбуку прислали мне фотографию, с изображением инсталляции очень похожей на мою работу. При этом автор - французкий художник, с которым я никогда не был знаком. Да и он моих работ точно никогда не видел.

“Думаю, что все идеи существуют в космосе и даже в параллельных реалиях. “

Антон Логов. Инсталляция «Синхрония». Я Галерея. Днепр. 2012

Всем ли начинающим художникам подвластно создать инсталляцию (не халтура)? Что в первую очередь они должны знать?

Как говориться, художника в себе можно обнаружить. И могу сказать, что не со всеми это случается. Да всем это и не нужно. Но если вы задумали сделать инсталляцию, то в первую очередь, рекомендую хорошенько поработать над концепцией (эскизы и тексты) и правильно распределить дальнейшие задачи и действия. Желательно, сразу же максимально ясно представить себе уже готовую работу, и в то же время - не бояться экспериментировать, даже если это идет вразрез с первоначальной вашей идеей.
Ну, а с опытом придет и мастерство.
Так, что в добрый путь!