Pozitiv.ua побеседовал с art-street фотохудожником Сергеем Маликовым.

Как появился ваш проект и компания Malikov Street Art?

Все началось где-то в 2015 году, когда я гулял по городу и фотографировал интересные для себя сюжеты. Тогда все имело характер хобби и даже юмора. Когда я вернулся домой, жена спросила: «Сударь, где вы шляетесь?». Я продолжал «шляться» еще какое-то время, пока не обнаружил, что накапливается большая коллекция для первой выставки. Это сподвигло организовать мою первую выставку в Ужгороде в 2016 году, после которой и стартовала компания «Маликов Стрит Арт». Мы занялись авторским украшением интерьеров: фотокартинами в стиле урбанистики.

На сегодняшний день в моей коллекции около 12 тысяч фотосюжетов.

Какие самые необычные снимки получились? Как вы стали фотографом?

Наверное, получались оригинальные снимки, но с ходу не скажу. Мой творческий путь начинался с рисования, а не фотографирования. Позже связал профессиональную деятельность с рисунком: компьютерная графика, театральный художник. Увлекался фотографией с 60-х годов. Занял 2 место на Всесоюзном конкурсе детской фотографии. Мне вручили приз: фотоаппарат, по тем временам очень крутой.
Продолжал снимать, но так, как обычно снимало большинство людей: целиком все пространство. Например, себя на фоне чего-то или просто пейзаж. Пять лет назад меня перестало интересовать «целое» как объект съёмки. Одна из причин: развитие технологий, социальных сетей. Фотография стала доступной каждому. Поэтому сконцентрировался на деталях большого мира. И уже снимал не целиком Эйфелевую башню, а винты, болты и гайки, которыми она прикручена к основанию. Вот что мне интересно.

В чем особенности работы «странствующего фотографа»?

Я всё время нахожусь во внимании, в отличие от художника. Представьте, художник выходит на природу. Он знает, что увидит архитектурный фрагмент, закат или любой другой сюжет. Далее устанавливает мольберт и рисует что-то конкретное. Работу фотографа можно сравнить с охотой – никогда не знаешь, когда представится случай встретить добычу, запечатлеть интересный кадр или нет.
Сложность работы фотографа в том, что можно проходить целый день и ничего интересного, неординарного, выдающегося не встретить. Но если уж повезёт, то постараюсь не упустить свой шанс.

От чего получаете удовольствие, когда снимаете спонтанно?

В спонтанности есть свое удовольствие, но, с другой стороны – разочарование от того, что проходил впустую несколько часов. Никто не может дать гарантий. Поэтому пришлось разработать определенную систему.
Начиналось всё с фотографий окон. Где бы ни гулял, обращал внимание только на них, не зря же есть выражение: «Окна – глаза города». Потом мне стало этого недостаточно. Начал снимать «стражи» – это архитектурно оформленный вход в здание. Далее были «железяки» – всё то, что связанно с металлом: решётки, трубы, замки, скамейки, кран, машины. Отражения – в окнах домов, в лужах, да и вообще всё, что отражается. Снимаю текстуры домов и стен: старые, замшелые, с граффити, без граффити, разбитые, бетонные…

В ваших работах только предметы, а где же люди?

Я не снимаю специально людей, потому что есть много профессиональных фотографов. Они мастера, и к тому же зачем повторяться и делать хуже.

Что для вас красота?

Это философский вопрос. Красота – основа мира. Мы – люди – разделяем вещи, других людей на красивых и некрасивых. А у Создателя, Природы как «нет плохой погоды», так нет и красивых или некрасивых вещей. Всё в мире имеет свое оправданное назначение.

Что позволят чувствовать себя «живым»?

Чувствую себя «живым», когда понимаю, что у меня есть близкие и они требуют моей любви, моего внимания. Я им нужен. Ну и, конечно, многое ещё хочу посмотреть, успеть сделать.

Что всегда присутствует в ваших фотографиях?

В моих работах всегда присутствует оптимизм. Даже в тех, которые на первый взгляд некрасивые. Это противоречит ранее произнесенным словам: «Думаю, что нет некрасивых вещей». С помощью технических средств (определённый ракурс, освещение или, наоборот, кардинальная смена света) даю вторую жизнь «некрасивым» вещам. Например, меняю зелёный цвет мха на фиолетовый или ярко-жёлтый цвет, тем самым сохраняю жизнь растению, но придаю ему другое звучание. С моей помощью у людей есть возможность увидеть растение, пусть даже немного в искаженном виде. Просто понимаю, что изначальное состояние вещи может так сильно не понравиться другим, как мне.

В любом случае я никогда не рисую негатив. Стараюсь привнести что-то такое, чтобы там был момент позитива. Остальное отдаю на суд зрителя. Для меня как фотохудожника важно вызывать эмоции в людях. На первой моей выставке, посвященной «Шляйкам», в Ужгороде, видел эмоции: небезразличие, интерес, – и это главные чувства, вызванные моими работами.