Музыка, как любовь, способна всецело поглотить человека на несколько минут, часов или на всю жизнь. Так случилось и с нашей героиней – Владиславой Бучко. Музыкант, пианистка, композитор, арт-терапевт, автор книги «Я, ты и музыка». Сайту Pozitiv.ua удалось пообщаться с Владиславой и расспросить её о возможностях музыкальной терапии, связи музыки и креативности, а также о том, что мешает людям создавать «свою музыку». Как вы связали свою жизнь с арт-терапией?
Мне кажется, что любой человек, кто хоть как-то начинает интересоваться каким-либо из направлений психологии, в первую очередь хочет «подрихтовать себя». Так было и со мной. Другая причина, по которой арт-терапия для меня близка, – я «человек-шкатулка». Ещё в школе мне рассказывали секреты, ко мне приходили жаловаться, обращались за советом. И знаете, мне всегда было приятно помогать людям. Об арт-терапии узнала совершенно случайно: увидела в фейсбуке на странице знакомой, что она обучается этому направлению. Дальше – проще: погуглила и нашла Елену Татарину. Она арт-терапевт, бизнес-тренер, психолог высшей категории. Я начала у нее учиться и параллельно много развивалась: читала специализированные книги, работала над собой. Творческие люди постоянно в поиске.

Арт-терапия – дословно «лечение искусством». Чтобы достучаться до нашего подсознания, используются не слова, а язык звука, цвета, формы, символов. Через восприятие образов и через собственное творчество можно понять и выразить себя, избавиться от негативных переживаний, обрести радость и наполненность жизни.

Думаю, возможности воздействия музыкальной терапии в разы больше, чем у любого из других направлений. Арт-техники помогли не только мне, но и многим моим ученикам, которые занимаются музыкой: снимать зажатость, расслабляться во время игры, взаимодействовать с собой и с музыкой.

В Украине нечасто встретишь музыкального арт-терапевта, а тем более школу. Как появилась «Анти-школа Икигай»?
Начиналось всё с того, что появилось желание обучить преподавателей музыки арт-терапии. После того как обучение завершили семь групп, поняла, что можно создать креативное пространство. В Украине много талантливых педагогов, которые также стремятся изменить подход к музыкальному обучению. Так появилась «Анти-школа Икигай». Нам показалось, что это идеальное название. Мы помогаем пересмотреть жизнь в рамках творчества.



Икигай – это ощущение собственного предназначения в жизни. То, ради чего ты просыпаешься утром. То, что приносит тебе радость и удовлетворение.

У нас нет одного руководителя, каждый выполняет свою роль. Если возникают сложности или кто-то устает от организационных вопросов – поддерживаем друг друга.

Мы помогаем пересмотреть жизнь в рамках творчества.

Расскажите подробнее о техниках в музыкальной арт-терапии.
Я стараюсь сочетать как знания в области психологии, так и навыки музыканта. Вот многие люди считают себя серьезными и взрослыми. Они вязнут в придуманных сценариях и чувствуют себя несчастливыми, старыми в тридцать лет. А можно попробовать найти «внутреннего ребенка»: вспомнить, что значит дурачиться, быть легким, фантазийным. Музыка помогает.

Большое внимание я уделяю музыкальной импровизации. И тут неважно: умеет человек играть на музыкальном инструменте или нет. Ему нужно просто играть. Человек не узнает себя, пока не прикоснется к музыкальному инструменту. Свободная игра, импровизация – лучшее, что может произойти в жизни. У каждого будет своя неповторимая и странная музыка. В мире существует много наций и у каждой свой язык, диалект, на котором говорит народ. А есть международный английский язык, который понимают люди из многих стран. Если провести аналогию с музыкой, то это стили: джаз, блюз, классический, романс и другие.

А еще есть «твоя» музыка. Каждый может ее познать. Закрыть глаза, перестать контролировать свои движения и мысли: «Правильно ли ставлю пальцы на клавиши? А вдруг буду выглядеть глупо?». Нужно прикоснуться к инструменту и слушать, чтобы «прозвучали» ваши чувства. Если хотите, это – как секс. Или как первая любовь, когда мурашки бегут по коже. Так же и с клавишами фортепиано: прикасаешься и говоришь себе: «О боже мой!» Для получения этого чувственного опыта необязательно знать ноты. В подобной импровизации создается неповторимый музыкальный образ и у человека появляется целый неизведанный мир. Только зажатость, шаблоны и неверие в себя становятся на пути к самопознанию.

Нужно прикоснуться к инструменту и слушать, чтобы «прозвучали» ваши чувства. Если хотите, это – как секс. Или как первая любовь, когда мурашки бегут по коже.

Как работает музыкальная арт-терапия на примере с нотами?
Каждая из нот очень тесно перекликается с чакральной системой человека. Звучит эзотерически, но мой опыт показывает, что это работает.
Нота до. Сила звука – стремление жить. Дает человеку ощущение энергии. Помогает поднять активность, уверенность в себе, раскрывает желание жить.
Нота ре. Сила звука – удовлетворение, восторг от жизни. И конечно, тональность созидания. Послушайте вторую часть поэмы «Колокола» Сергея Рахманинова, написанную в тональности D dur.
Нота ми. Сила звука – энергичность, воля, лидерство. Эта нота хорошо помогает при медитации на самореализацию и уверенность в себе.
Нота соль. Сила звука – коммуникация, творчество, талант. Сосредоточьтесь на ноте и пойте, играйте, говорите в этой тональности.
Нота ля. Сила звука – ум, память, интуиция. Если необходимо сосредоточиться, играйте только одну ноту ля с разным ритмичным рисунком.
Нота си. Сила звука – вера, прозрение, учительство. Тут практически возникает молитвенное состояние.
Подробнее о разных музыкальных арт-техниках можно прочесть в моей книге «Я, ты и музыка».

Как полюбить классическую музыку?
Представьте, что человек всегда лечился по стандартной медикаментозной программе и к тому же продолжает вести нездоровый образ жизни. И тут человеку рекомендуют фитотерапию. Поможет? Нет. Классическая музыка – это та же фитотерапия. Для того чтобы распробовать вкус мяты, мелиссы и получить ожидаемый результат, необходимо очистить организм от воздействия старых привычек.

Знаете, почему множество людей засыпают в филармониях или вообще не посещают концертов? Они избегают встречи с собой: чувственным, открытым миру. Но подумайте только, что возможно по-другому слушать музыкальные произведения. Вот звучит «Девушка с волосами цвета льна» Клода Дебюсси. И ты думаешь: «Боже мой, как я раньше без этого жил!». Или прелюдия «Шаги на снегу». Только представьте: человек шёл, увидел шаги на снегу и создал целое музыкальное произведение. Эта музыка о разном: об уходящем времени, о человеке, которого уже нет. А возможно, о собственных сделанных шагах, которых уже не вернуть. Так начинаешь задавать себе вопросы, которые не привык себе задавать. И от этого может быть больно, тяжело. Но именно на этом построена классическая музыка: сначала больно, а потом хорошо.

Знаете, почему множество людей засыпают в филармониях или вообще не посещают концертов? Они избегают встречи с собой: чувственным, открытым миру.

Влада Бучко, какая вы музыка?
Немного меланхоличная, с переменчивым настроением, чуть-чуть драматизма. В основном, атмосферная, пространственная.