Мария сидит передо мной с чашечкой капучино. Мы в кофейне Dream Town. Это, на мой взгляд, одно из самых приятных мест в Киеве, подходящих для непринужденной беседы. Мария в легком цветном платье, которое выглядит нетипичным для сдержанного образа балерины, заранее сложившегося в моей голове. И уже с первых её слов становится понятно, что если у меня и были предрассудки по поводу нрава балерин (они все как цветы, «нежные, трепетные и беззащитные»), – я не найду этому подтверждения в поведении Марии. Её сильный голос, уверенные манеры и открытая улыбка говорят о твердом характере, яркой эмоциональности и харизматичности.

Мария, расскажите о себе. Как давно занимаетесь балетом? И как появилась идея – балетная студия для взрослых?

Меня зовут Мария Шкарапута, мне 23 года. Почти всю жизнь я посвятила танцам: целых 18 лет. Из них семь лет преподаю. Всегда чувствовала, что хочу передавать знания другим людям, ведь я из династии преподавателей. С детства инстинктивно копировала педагогов, перенимала их манеру и чувствовала, что это моё предназначение. 99 % своего времени я посвятила балету: сначала хореографическая школа, потом студия, звание артиста балета, диплом бакалавра, магистра, а в будущем, думаю, – пойду в аспирантуру. На то, что я выбрала преподавательскую деятельность, повлияли и мои травмы, полученные во время учёбы. Сейчас хочу сосредоточиться на преподавании, а не на реализации себя как артиста балета.

Мой путь в профессии начался в 16 лет, с волонтёрства в детской школе на окраине Киева. Там я помогала главному руководителю и обучала детей классическому танцу. Уже тогда поняла, что обожаю эти горящие глаза! Когда я увидела, как ученики меня слушают и показывают первые чудесные результаты – это подпитало моё желание стремиться к мастерству. Представьте, что вы настраиваете фортепиано, прилагаете достаточно усилий, и вот у вас всё получилось – инструмент звучит чисто.

Потом у меня была возможность на 2 месяца поехать волонтёром в американскую летнюю школу, где я работала искусствоведом. Именно там я улучшила навыки английского, и это стало моим преимуществом перед другими педагогами в Украине. По приезде я работала в частной школе и не была согласна с устоявшимся взглядом на методы преподавания, с подходом к управлению этим процессом и к коммуникации с учениками. Я увидела отсутствие мотивации у своих коллег, наплевательское отношение к клиентам и персоналу, просто выкачку денег. Я хотела и могла сделать лучше, и дать ученикам больше. Это и подтолкнуло к тому, чтобы открыть свою студию и организовать всё по-своему, по высшим стандартам – с присущим мне перфекционизмом.

Открытие балетной студии Mary Ballet можно сравнить со стартапом. Пожалуйста, расскажите, были ли сложности на первых порах, как шло развитие.

Сложности однозначно были и продолжаются по сей день. Но развитие происходило интуитивно, без прописанного «либретто». Я не могу сказать, что это только мой проект. Это совокупность усилий многих людей. Моя семья меня поддерживала, ведь все мои родственники – очень творческие люди. Папа – архитектор, художник; мама – дизайнер, фотограф и художник. Дедушка – художник и педагог; бабушка – педагог. Но если говорить про стартап, то, чтобы мыслить как предприниматель, нужно развивать специальные навыки. С масштабированием помог мой парень Дима – айтишник и бизнес-аналитик. Благодаря ему я поверила, что изначальный замысел может перерасти в нечто большее. Дима говорил: «Маша, я верю, что через год с нами будет как минимум 5 педагогов. Мы создадим сайт, настроим лучший сервис, всё будет качественно и очень красиво». Такая его поддержка для меня была бесценна. Он, как и мои родные, подталкивал к развитию. Постепенно мы растём, открыли уже десятую локацию в Киеве. Кто бы мог подумать год назад, что нас будут называть «Самая большая студия балета для взрослых в Киеве».

В какие-то моменты мне становилось действительно страшно, но помогала сама жизнь. Главное – решиться, и любить то, что делаешь. Не отрицаю, что это сложно. Чем дальше – тем больше растет ответственность, но в то же время это очень интересный процесс. Я выбрала дело своей жизни из многих увлечений: рисование, скульптура, моделинг, хореография, преподавание, конный спорт. Глубоко убеждена, что моя работа сейчас – это мое идеальное место самореализации.

С какими стереотипными понятиями о балете чаще всего сталкиваетесь? Правда ли, что балет – это всегда про боль и жёсткую дисциплину?

Профессиональный балет – это каторжный ежедневный труд, этим он отличается от любительского. В любительском больше свободы, во всех смыслах. Но у общества сложился стереотип, что балет лишь для избранных, что им можно заниматься только с детства, а чтобы прийти на пробный урок, необходимо обладать невероятным умом, сверхрастяжкой и быть из высшего общества. Это далеко не так, поэтому мы ломаем стереотипы и доказываем каждый день: аматор может достичь невероятных высот, просто нужно приложить усилия. Нашим ученикам-любителям (а они из различных сфер – врачи, IT, преподаватели, художники, управленцы) мы объясняем, что балет – история о силе воли, дисциплине, совершенствовании, а не о боли и страдании.

Есть ещё один стереотип: балетом могут заниматься только худенькие девушки. В любительском балете ты можешь прийти с лишним весом. А самое интересное, что во время занятий классикой ты потратишь гораздо больше калорий в час, чем, например, во время силовой тренировки. Это доказывает, что занятия балетом – отличная альтернатива спортзалу.

Балет – это больше про спорт или про интеллектуальность? Какие открытия ждут новичков?
Главное, начать заниматься, сделать первый шаг. Ученицы говорят: «Жизнь делится на до и после». Для меня балет – больше про искусство, нежели про спорт. В нём очень важна осознанность, о которой сейчас так много говорят. Это больше, чем просто прийти и подвигаться под музыку. Балет просачивается в голову, душу и тело. Замечаю, как девушки преображаются: осанка, привычки, манеры, режим дня. У них появляется чувство принадлежности к балетному сообществу. Здорово, что люди готовы меняться и работать со своими страхами. Ученики, которые раньше не интересовались искусством, настолько проникаются атмосферой, что с пристрастием начинают слушать лекции о балете, посещать театр, изменять манеру поведения и интересы.

Мы ломаем стереотипы и доказываем каждый день: аматор может достичь невероятных высот, просто нужно приложить усилия.

Когда-то прочитала, что главный редактор Vogue берёт индивидуальные уроки балета. Какие преимущества занятий во взрослом возрасте?

У любительского балета нет возраста и ограничений, а есть целый ряд преимуществ: красивая ровная осанка, подтянутое тело и тонус мышц, музыкальность, координация и раскрепощение. Через нежные, легкие и воздушные движения обретается женственность и грациозность. Неудивительно, что известные мировые звезды – актрисы, модели и другие творческие личности – выбирают балет в качестве хобби.

Зачем приходят заниматься в балетную студию?

Самый частый мотив почти у каждой нашей балеринки (так мы называем учениц) – детская мечта, которая не смогла сбыться в силу определённых обстоятельств. И когда у них, уже взрослых, появляется шанс реализовать давнее желание стать балериной – они поначалу не верят, что это возможно, а потом усердно начинают к этому стремиться.

Другими же руководит цель сесть на шпагат или скрутить заветное фуэте. Есть девушки, которые хотят сделать красивые фотографии в балетной пачке и продемонстрировать их семье и друзьям. Ну а кто-то приходит, чтобы обрести душевное спокойствие, гармонию и найти себя. Вариантов развития для учениц много.

На чём строится философия преподавания, и какие выдвигаете требования к преподавателям?

Вследствие любви к своему делу для меня важно разобраться во всех тонкостях работы. Магистерскую в педагогическом университете я посвятила изучению проблем мотивации взрослых на занятиях балетом. Очень много нового для себя открыла! Существуют отличия работы со взрослыми и детьми: на физическом, биологическом, теоретическом, методическом, психологическом и других уровнях. Особый интерес преподавать взрослым в том, что они более осознанны и приходят по собственному желанию.

Мне, в свою очередь, хотелось не просто создать «ещё одну студию балета», а понять модели поведения, мотивацию людей, цели занимающихся у нас. Я искала ответы на вопросы о побуждениях, страхах, сомнениях и противопоказаниях.

Затем я приступила к поиску и формированию команды. Важно было найти не просто профессиональных танцоров, но и мотивированных, грамотных педагогов. В танцевальных кругах есть поговорка: «Тот, кто умеет танцевать – не всегда умеет преподавать». Подбирая педагога в нашу студию, я обращаю внимание на его профессиональные качества как артиста, на педагогические способности. И обязательно – любовь к профессии.

Сколько сейчас занимается людей в студии Mary Ballet?

За два года работы студия насчитывает более тысячи учеников на офлайн и более 400 на онлайн. Нам удалось создать настоящую Ballet Family.

Во время карантина балетная школа перешла в формат онлайн-обучения. Был ли для вас этот переход сложным?

Ещё до карантина мечтала о дополнительном формате онлайн, но хотела подойти к этому вопросу профессионально, чтобы уроки не потеряли свое качество по наполнению, а также сохранили красивую визуальную составляющую. Но когда мы активно работали над увеличением количества студий, грянул карантин. Так мы вернулись к вопросу перехода в формат онлайн-уроков. Были, конечно, некоторые ограничения: мы снимали видео в домашних условиях, где я просто держалась за стену. Но, с другой стороны, занятия стали максимально приближенными к условиям наших зрителей.

Онлайн открыл для нас новый мир: студия вышла на международный уровень. О нас узнали заграничные школы, мы попали в мировой список организации Ballet for adults. У нас появилась возможность приглашать известных артистов балета из наших и заграничных театров: Большого театра, Михайловского театра и Национальной оперы. Более того, в онлайн-формате присутствуют и занятия с артистами балета, и мастер-классы искусствоведов, и лекции диетолога. Настоящий мир искусства и творчества!

Что нужно, чтобы начать заниматься балетом?

Балет доступен каждой девушке, главное – желание. Для пробного урока не нужна специальная форма. Достаточно обтягивающей одежды и носочков. И волосы должны быть собраны. Затем можно приобрести балетную одежду, в которой девушка раскроется совершенно по-новому.

Ваша студия работает по принципу сообщества: встречи, кино, клубы, совместные поездки. Как выбрали такую модель взаимодействия?

Идея сообщества появилась очень органично. Ведь это один из способов сплочения учениц, а их уже немало. Для них хотелось делать не просто занятия, а расширять кругозор в мире искусства. Мы ходим в театр, смотрим спектакли, ездим в авторские балетные туры с культурной программой. А после мы анализируем увиденное, делимся впечатлениями, общаемся.

У девушек есть возможность увидеть другую сторону выступлений – за легкостью артистов стоит колоссальный труд. В балете ты должен всё делать так, как будто это дается очень легко, и тебе не составит большого труда, например, скрутить 5 пируэтов или простоять на одной ноге в арабеске 30 секунд. А когда ты сам занимаешься, то смотреть, как выступают на сцене артисты, вдвойне интересно.

Безусловно, когда мы столько времени проводим вместе с нашей Балетной Семьей, то находить единомышленников и даже друзей очень легко. Это здорово.

Мы ходим в театр, смотрим спектакли, ездим в авторские балетные туры с культурной программой. А после мы анализируем увиденное, делимся впечатлениями, общаемся.

Есть ли у Вас хобби, другие увлечения, кроме балета?

Любительский балет, безусловно, занимал и занимает большую часть моей жизни, а с появлением предпринимательства времени на хобби стало в разы меньше. Но будучи творческим человеком, я всегда параллельно рисую, леплю, занимаюсь конным спортом, продолжаю образование в сфере менеджмента и бизнеса, обожаю кино и путешествия.

Самое главное: помнить, что нужно уделять внимание себе. Делайте то, что любите и любите то, что делаете. И тогда у вас всё обязательно получится!