У автора “На старт! Книга для тех кому суждено построить успешную карьеру” и “HR без бюджета” всегда получается создать инструментальные книги, без воды и долгих вступлений, и “Успешный руководитель. 50 проверенных инструментов на каждый день”, - одна из них.
Это настольная книга для управленцев любого уровня. Также, вы найдете приятный бонус: 10 практиков и экспертов в своих областях делятся работающими инструментами менеджера.

Pozitiv.ua публикует главу, где один из экcпертов – Михаил Тустов, геймификатор, игротехник, рассказывает, как увеличить вовлеченность сотрудников в достижение целей.

ЦЕЛЬ
Увеличить вовлеченность сотрудников в реализацию проектов, рабочих показателей и достижение целей с помощью игровых механик.
СЛОЖНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ
Средняя.
СКОЛЬКО СТОИТ
Чаще всего — бесплатно. Иногда до 1000 USD, в зависимости от сложности задачи.
КОМУ ПОРУЧИТЬ
Руководитель отдела продаж, Team Lead, внутренний тренер, PR-менеджер, проектная группа, HR.
СРОКИ ВНЕДРЕНИЯ
От одной до четырех недель.
В ЧЕМ СУТЬ
Все мы любим играть! Просто часто называем нашу игру разными терминами. Что же такое геймификация? Это игровые инструменты и механики, применяющиеся для увеличения измеримых показателей в работе сотрудников. Другими словами — маленькая игра, которая увеличивает показатели бизнеса. Эти механики можно применять для увеличения желания коллег сделать экстра усилие и достичь желаемого результата в более короткие сроки.
Существует геймификация офлайн и онлайн.
Похвальные грамоты, доска почета, медали и премии... То, что мы называем нематериальной мотивацией — по сути, части элементов так называемой офлайн геймификации, т.е. поощрения в реальном мире.
Онлайн геймификация — это система поощрений, баллов, бейджей, панели достижений и прочих элементов в каком-либо приложении на телефоне или корпоративном портале.

Так могут выглядеть игровые бейджи:

А так может выглядеть панель достижений — Leaderboard:

Существует более 100 различных инструментов (техник) геймификации и огромное количество комбинаций.
По исследованиям компании TalentLMS среди более 100 компаний:

  • 89% опрошенных сотрудников заявили, что система баллов за действия значительно увеличит их вовлеченность в деятельность;

  • 82% отметили, что хотели бы видеть разные уровни сложности в заданиях;

  • 62% опрошенных сказали, что они имели бы больше мотивации обучаться, если бы была возможность состязаться с коллегами и видеть прогресс на доске лидеров (leaderboard).

Давайте рассмотрим пример процесса геймификации.
Отдел продаж задался целью увеличить количество реализованных товаров и повысить средний чек. Для этого решили использовать простую геймификацию среди продавцов в каждом отдельном магазине (отделе) — выдавать баллы за Up-sale (продажи с увеличенным чеком) и Cross-sale (продажи сопутствующих товаров), вести таблицу лидеров и вручать бейджи за особые достижения, такие как:

  • Лучшие ежедневные продажи

  • Самая высокая оценка за обслуживание

  • Продажа самого дорогого товара

  • Количество звонков/встреч...

Всех продавцов информируют об игре и поясняют им выгоду от участия, а также влияние игры на цели компании. По итогам месяца происходит награждение продавцов (или отделов) в нескольких номинациях: «Количество продаж», «Наибольший чек», «Наивысший средний чек», «Позитивные отзывы клиентов» и др. Участники получают возможность обменять накопленные баллы на призы или же просто получают грамоты, таблички (кубки) с названием своего достижения и премии.
Еще пример. В компании есть необходимость создать базу данных на основании устной экспертизы, которой владеют сотрудники. В этом случае создается игра, которая поощряет сотрудников записывать видео (конкурс образовательных видео), делиться лайфхаками в письменной форме после прохождения тестов или тренингов, становиться наставниками, давать интервью и пр. Каждый, кто делает какое-либо из этих действий, — получает баллы, которые потом можно обменять на различные призы. А также те, кто внес наиболее весомый вклад в проект (измеряем количество, качество, затраченное время, отзывы...), получает особые награды или звания.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ НА ПРАКТИКЕ
Отдел продаж компании с длинным циклом продаж задался целью увеличить средний чек продажи за счет более качественной работы с клиентами и продажи дополнительных услуг.
Для этого продавцам в отделе необходимо чаще звонить клиентам, дольше их консультировать и повысить уровень знаний услуг компании.
Понимая поставленные цели и возможные проблемы, была разработана простая система геймификации для отдела.
За каждую продажу дополнительных услуг продавцы получали 10 виртуальных баллов и монетку (фишку). А за изучение дополнительного материала по продукту (и успешное прохождение тестов) — 50 виртуальных баллов за раздел и фишку с книжечкой.
Баллы всегда закреплялись за продавцом, а вот фишками он мог делиться с коллегами.
По итогу недели на экраны выводилась статистика по баллам и фото лучшего продавца.
По итогу месяца учитывались все баллы и фишки. Лучшие продавцы награждались особыми призами и дипломами.
Реализация такой системы геймификации стоила не более 300 USD (разработка шаблона в PowerPoint, изготовление бейджей и дипломов, а также небольшие брендовые призы).
Средний чек по отделу вырос на 12%, а уровень компетенции (знания продукта, дополнительных услуг и клиентоориентированность) вырос с 70% до 87% (измеряли тестами и обратной связью от клиентов).

ВАЖНО
Постарайтесь постоянно отслеживать метрики, как влияет геймификация на конечный результат и вовлечение персонала в процесс. Настраивайте, тюнингуйте количество баллов, ресурсов, сложность достижений и прочие показатели, чтобы попробовать достичь максимального эффекта во время проекта. Не тешьте себя иллюзией, что, запустив игру, сразу все пойдет идеально и в гору. Важно поймать тот самый критический баланс сложности игры, азарта игроков и фокуса на результате. А этого вы сможете достичь, измеряя показатели и получая обратную связь от участников.
Также очень важно, чтобы система вознаграждений и правила были понятными, однозначными и реалистичными. Во-первых, вам точно не нужны будут жалобы на несправедливость системы. А во-вторых, сотрудники чаще будут прикладывать больше усилий, чтобы заполучить приз в более короткие сроки (брелок, ужин с ди- ректором, книгу и пр.), чем автомобиль через 5 лет. Но могут быть и исключения, так что оставляйте возможность участникам игры накапливать свои баллы на будущее.

«ФИШКИ»
Один из эффективных способов внедрения геймификации — это начать игру, не за- являя об этом игрокам. Например, введите элементы геймификации (баллы, ресурсы, бейджи или шкалу «прокачки» навыка) во время обычного рутинного тестирования или действия сотрудника. Это может повлечь за собой вирусный эффект (желание поделиться с коллегами новым достижением) и разогреть любопытство попробовать новую возможность.
Лучше делайте короткие игры (длительностью 1—3 месяца), а потом немного меняйте формат, условия или правила, чем одну длинную постоянную неизменную игру. Так вы сможете подогревать интерес к новому приключению и достичь большего эффекта.

ЧИТАТЬ
Гейб Зикерманн и Джоселин Линдер, «Геймификация в бизнесе: как пробиться сквозь шум и завладеть вниманием сотрудников и клиентов».
Кевин Вербах и Дэн Хантер, «Вовлекай и властвуй: игровое мышление на службе бизнеса».

ПЛАН ВНЕДРЕНИЯ (на примере мини-геймификации)
1. Приобретите бумагу с отрывающейся клейкой поверхностью (стикеры).
2. Придумайте 5—10 достижений для ваших сотрудников, за которые вы хотели бы их поощрить (например, за пунктуальность или за улыбку).
3. Распечатайте на стикерах эти достижения (можно с рисунками) в таком формате, чтобы можно было легко отклеить и вручить стикер.
4. Раздайте каждому сотруднику по 10—20 стикеров каждого типа.
5. Сотрудники вручают стикеры коллегам (себе нельзя), наклеивая их на поверхность (доску, стол и прочее) рядом с рабочим местом коллеги в течение месяца.
6. По итогу месяца проведите подсчет достижений каждого сотрудника(кто сколько накопил в какой категории) и выдайте награды (материальные или нематериальные).

И да пребудет с вами Сила Геймификации!