Алла Заднепровская даёт практические рекомендации

Мы живем в новом, быстро меняющемся мире. Скорость всё увеличивается, информация давит, турбулентность нарастает, эмоции зашкаливают.

Законы советского воспитания не работают
Человек не может, опираясь на старые привычки мышления и стратегии поведения, получать даже те результаты, которые у него были раньше. А уж о легкости и счастье часто вообще разговор не идет. То, что для нас было актуальным вчера, и то, как мы вели себя раньше, на данный момент устарело, не дает ощущения полноты жизни и требует трансформации.

Сегодня, чтобы легко двигаться в стремительном потоке жизни и быть успешным и счастливым, важны новые ментальные привычки:

  • уметь забывать – вместо способности запоминать,

  • проигрывать – вместо выигрывать,

  • любить стресс – вместо стабильности,

  • открываться новому – вместо того, чтобы держаться за старое,

  • уметь ошибаться, извлекая пользу, – вместо быть идеальным.


  • Да-да, нас годами дрессировали запоминать цифры, понятия и формулы, быть первыми и лучшими, сравнивать себя с другими, делать одно и то же снова и снова, быть идеальными «бэтменами», не хвалить себя и ни в коем случае не выходить за поля тетради.

    К примеру, сегодня чрезвычайно важен навык ошибаться. А ведь с детства нас нацеливали на безупречность. И когда мы ошибаемся, будь то в отношениях с возлюбленными, с детьми, на работе, в социуме, тут же посыпаем голову пеплом, теряем энергию, зависаем в самокопании, самокритике, самобичевании и часто останавливаемся, не двигаемся и держим себя в тисках прошлого.


    Курс на изменение мышления
    Сейчас люди ищут смыслы, хотят двигаться к тому, что важно, делать то, что нравится и приносит удовольствие. Растет самоценность, уровень осознанности и желание развиваться. Всё чаще люди понимают, что жизнь слишком коротка, чтобы упускать невероятные возможности влиять на мир и делать что-то великое.

    Коммуникация – кровеносная система отношений людей. Становится важным вести диалог с другими так, чтобы ощущать уважение, внимание, принятие, вовлечённость, поддержку, признание. Огромное счастье быть рядом и вместе с людьми, вместе с которым радуешься, которые за тебя болеют и, в случае неудач, помогают найти силы для решения и движения дальше.

    Именно такое время, как сейчас, подсвечивает «минусы» отношений. А во время работы на удалёнке все проблемы в семьях начали вылезать наружу.

    В таких отношениях в ответ на вопрос: «Дорогой, когда мы поедем в отпуск?» получают что-то вроде: «Ну что опять, мы только полгода назад были, еще не устал». Часто можно услышать: «Сделай что-нибудь с детьми, пусть не орут…», «Я хочу, чтобы она всегда…», «Начальник – идиот, я бы сделал лучше» и т. д.

    В корне таких отношений и такого поведения лежат УБЕЖДЕНИЯ. Они формируются в детстве и живут в нашем бессознательном, помогая нам пройти сквозь трудные ситуации того времени. Но мы выросли, и сегодня эти убеждения стали «малы». Они мешают нам быть эффективными, развиваться и реализовывать свою эволюционную задачу: служить людям и миру. Потому их называют ограничивающими.

    Что я имею в виду, и как звучат эти ограничивающие убеждения:

  • «ребенок должен беспрекословно слушать родителя»,

  • «он должен понимать…»,

  • «я должен нравиться всем»,

  • «нельзя говорить нет»,

  • «сначала все, а потом – я»,

  • «никому нельзя доверять на 100 %»,

  • «все мужчины –…», «все женщины –…», «все люди…»,

  • «меня не могут любить просто так»,

  • «люди должны выполнять договоренности, умри – но сделай»,

  • «невозможно быть и счастливым, и успешным»,

  • «есть два мнения: одно моё, другое неправильное».

  • «если друг опаздывает на встречу, значит, ему на меня наплевать»,

  • «нет хороших людей»,

  • «если любит, должен понимать с полуслова».


  • Когда есть вопрос: «Почему человек так себя ведет?», значит, есть убеждение, как и кто должен себя «правильно» вести. Продолжите фразу «все люди...», и вы найдете свои убеждения.

    Эти ментальные установки ограничивают людей и их взаимоотношения!

    Именно они не дают реализовываться потенциалу человека на полную мощь, тем самым, удерживают его в рамках их привычного, стереотипного, реактивного и шаблонного поведения.

    Что с этим делать?
    Первое: обнаружить эти самые ограничивающие вас убеждения. Как? Через события, связанные с эмоциональным состоянием. К примеру, вы родитель, вас злит и раздражает поведение ребенка. Или же вы жена, которую бесит отношение мужа к вам. Всё, что нужно сделать, – обнаружить это эмоциональное состояние и задать себе ряд вопросов (отвечать лучше письменно).

    1.Какая мысль провоцирует мою эмоцию?
    2.Как бы я продолжил фразу: «муж должен...» или «ребенок должен...».
    3.Почему я злюсь, раздражаюсь?
    4.Что вызывает у меня эту эмоцию?
    5.Какое убеждение за этим стоит?

    Ваша задача: быть предельно честным с собой, разобрать эту ситуацию и сформулировать, какая мысль в корне такой реакции. Записать одним предложением.

    Как трансформировать убеждение?
    Помогут специальные приёмы.

    Техника «Расширение рамок» убеждения
    К найденной фразе задайте вопрос: «Откуда я это знаю?», запишите ответ. К нему вновь один из списка вопросов.

  • В чем причина этой убежденности?

  • Почему я так думаю?

  • Откуда я это беру?


  • И вот так, в несколько повторов «откуда я это знаю?», поразмышляйте над ответами. Отвечая письменно на такие вопросы, вы заметите, что эта мысль – абсолютно не факт, и взялась она из опыта, а в опыте у нас крайне мало подтверждений тому, чтобы по-настоящему поверить в такую мысль.

    Техника трансформации убеждений Правила «ОЙ»

    Суть техники: найти ограничивающие убеждения и перенастроить своё мышление на новый позитивный лад, заменив старое убеждение – новым.

    Вы спросите: почему «ой»? Отвечаю. Как только поймаете себя на ограничивающей фразе, скажите: «Ой!», улыбнитесь и переделайте ее, согласно правилам.

    1.Уберите отрицание. Негативные слова переведите в антонимы (опасность – надежность, защищенность, уверенность; вина – пофигизм; трусость – смелость, храбрость).
    2.Поменяйте слова-абсолюты на свободное звучание (всех – многих; всегда – иногда; везде – кое-где).
    3.Замените «надо, должен, необходимо, обязан» на «хочу, могу, желаю, выбираю».
    4.Замените союзы-противопоставления («но, а, однако») на союзы-объединения («и, к тому же»).
    5.Переведите фразу в настоящее время.
    6.Сделайте так, чтобы звучало от первого лица.
    7.Произведите проверку. Если надо, поменяйте местами слова, подберите другие, так чтобы фраза дала энергию. Теперь мысль уже работает на вас!

    Например:
    «Все люди корыстные» меняем на «Есть те, кто готов сделать доброе дело с радостью».
    «Им плевать на меня» меняем на «Рядом люди, любящие меня».
    «Я всё должен делать сам» меняем на «Я могу попросить о помощи, и есть люди, которые сделают это с любовью» и т. д.

    Повторяйте до тех пор, пока не получите результат.

    Как это проверить? Ситуации, которые «парили» и давали негативный эмоциональный фон, перестали повторяться. Ваши действия изменились. Стали более гармоничными отношения с людьми, они больше включены в отношениях с вами и внимательны.

    И главное, запаситесь терпением и найдите способ поддержать себя в этой трансформации до конца.

    Такие усилия обязательно дадут желаемый результат!

    Об авторе: Алла Заднепровская, Founder & CEO МКГ "Живое Дело", руководитель и ведущая Интегральной Коучинг Школы, эксперт по внедрению изменений, коуч первых лиц и топ-команд, бизнес-тренер, автор и идейный вдохновитель проекта "Коучинг Фишки".

    Рисунки: Алексей Мась