Знакомьтесь с художницей Натальей Пастушенко и ее бесконечными экспериментами

У художницы Натальи Пастушенко свой особенный стиль. Как утверждает сама иллюстратор, она – “универсальный солдат”. Её вдохновляют наблюдения за тем, как ведёт себя разный материал в соединении с другим. Она пробует нарисовать ощущения или запах. Или звук. Или образ из книги. Или даже бессонницу. Согласитесь, что это очень необычно и интересно… Наталья делится своей творческой историей жизни.

Редакции Pozitiv.ua повезло увидеть одну из работ в группе "СІЛЬ-СОЛЬ" (https://www.facebook.com/groups/saltandpepper.art/) и мы предлагаем вам насладиться красотой её картин.




Меня зовут Наталья Пастушенко. И сегодня я бы хотела не только рассказать о своём жизненном пути, но и о любви к искусству, которое, безусловно, лечит не только душу, но и в некоторых случаях тело.

Я родилась и большую часть жизни прожила в Киеве. Если же говорить об образовании, то изначально мечтала обучаться графике, чтобы в дальнейшем заниматься книжной иллюстрацией, оформлять детские книги. Но с учёбой всё получилось несколько иначе и, забегая наперёд, скажу, что жизнь и профессия сложилось лучшим для меня образом. Итак, я таки закончила Киевский Государственный Художественный институт, но архитектурный факультет, мастерская профессора Игоря Петровича Шпары.

И именно благодаря моему образованию из меня получился эдакий "универсальный солдат". Спустя годы я не только иллюстрирую книги, но и проектирую интерьеры, авторскую мебель, телевизионные декорации, пробую себя в скульптуре, занимаюсь дизайном в самом широком понимании этого слова, в том числе графическим. Будучи графиком по образованию, я не имела бы настолько широкой палитры возможностей. Мне всегда было скучно и тесно замыкаться в рамках одного направления, хотелось пробовать разные.

Когда я только делала свои “первые шаги”, довольно долго у меня был "чёрно-белый" период — кроме чёрной туши и пера мне ничего больше не нужно было. Потом постепенно осторожно подтянулись другие, уже цветные материалы. Акварель, пастельные карандаши, маркеры — к последним у меня особая любовь, ведь в детстве был дефицит ярких разноцветных фломастеров.

Интересно, что с самых ранних лет меня всегда завораживала поверхность бумаги или, скорее, бумага как явление. Для меня это гораздо больше, чем просто материал! Мне казалось, что она как будто из другого мира. Я уверена, что её возможности неисчерпаемы и бесконечны. Абсолютно каждый может сотворить что-то своё! Поэтому мне так нравится экспериментировать с её поверхностью, совмещать несовместимое. Соединять живопись с графикой. Делать графику живописной, а живопись — графической. У меня даже скульптурки получаются графические, красочные.

Первый опыт работы в книжной графике был ещё в конце 90-х. Это были иллюстрации для детей. Я очень люблю подобную работу, но в тоже время она кажется мне очень ответственной. Ведь эти картинки увидят дети, а они, согласитесь, никогда не кривят душой и всегда скажут правду, нравятся они им или же нет. Позднее у меня также был опыт сотрудничества с разными изданиями в Украине и за рубежом, среди отечественных — журнал "ШО", издательства “Котигорошко”, “Старого Лева”, “Грани-Т”. Это был ценнейший и незабываемый для меня опыт.

В начале 2000-х лучше всего работалось цветными карандашами. Так возник большой цикл "Детский альбом", вдохновленный рождением дочери. Сами цветные карандаши ведь тоже родом из детства… Таким вот образом всё у меня в жизни переплетается и перекликается.

Отдельно хочу упомянуть об особенной для меня теме — иконах. Это ещё одна серия, над которой я много лет работаю. Она требует осторожного подхода, поэтому продвигается медленно. Мне очень хочется в традиционную иконографичную форму внести что-то своё, элементы моего времени. Мне нравится думать, что святые, изображенные на иконах были когда-то настоящими, живыми людьми, а значит, они просыпались, ходили, обедали, гуляли в саду, испытывали определённые чувства и эмоции. Достаточно увлекательно искать и находить этот маленький элемент оживления той довольно строгой, стигматизированной и одновременно такой притягательной визуальной формы, которой является икона.

Последние лет десять я также работаю на мелкозернистом холсте, он напоминает бумагу, но открывает ещё совершенно иные возможности. И таким образом постепенно стал вырисовываться именно этот теперешний мой узнаваемый стиль. Проще перечислить, чем я не работаю, чем наоборот. Люблю акрил за его практичность, цветные туши, маркеры, лаки, типографские краски, цветные карандаши, растопленные восковые мелки — в ход идёт всё. Техника всегда смешанная.

Если честно, то работаю я, как правило, без эскиза, интуитивно. Образы рождаются сами, как бы без моего участия. Я как будто вхожу в этот “рабочий поток” и в процессе получаю сюрприз за сюрпризом. Можно случайно, благодаря нелепой кляксе, открыть для себя какой-нибудь новый метод рисования. Знаете, разозлиться, что работа не получается, взять наждачку и со злости содрать часть верхнего слоя краски — и в этот момент понять, что работа, наконец, закончена!

Меня вдохновляют такие вещи, как, например, наблюдать за тем, как ведёт себя тот или иной материал в соединении с другим, желание нарисовать ощущение, память о чём-то, изобразить мгновение, которое вот только что было — и нет его. Или запах. Или звук. Или образ из книги. Или даже бессонница (к слову, именно так и возникла идея графического цикла "Insomnia")! Это всё для меня магия, которая никогда не надоедает!

В наше столь нелёгкое время хочется сказать всем — находите радость в простых вещах! Я же вокруг себя всегда вижу идеи, на всё смотрю с точки зрения моих будущих картин и сюжетов к ним — это и есть моя жизненная энергия.

Поэтому от себя хочу посоветовать всем, кому не хватает в жизни позитива, попробовать рисовать. Иной раз человек даже не представляет, какой это огромный ресурс, какую силу и возможности он может источать! Обязательно попробуйте и, возможно, Вы сможете получить свою частичку целебных сил искусства!