Своим опытом делится Антон Логов – художник, преподаватель «Школы современного искусства».

1. Если бы меня спросили, с чего начинать креативный проект
Я бы ответил, что можно по-разному начать, но есть одна общая деталь, без которой не обойтись: представьте уже реализованное решение. Только после этого просчитывайте, какие инструменты будут нужны, чтобы всё получилось. Я рисую эскизы, пишу живописные работы или монтирую инсталляции. Всё это ради того, чтобы создать интересную экспозицию в выставочном зале.

2. Ищите новизну и для себя, и для искусства: так появляется всё необычное
Можно создать нечто необычное из того, что нас окружает, если вдохновляться местом, окружением, разговорами. Идеи повсюду. Так я создал необычную скульптуру, которая называется «Деревья жизни», для PARK3020 (первый украинский парк современной скульптуры – прим. ред.). Я принимал участие в недельном интенсиве для скульпторов Sculpture Camp. Он проходил в живописном месте во Львовской области. С идеальными ровными зелеными газонами, таким же идеальным горизонтом, который разграничивал небо и землю. А ещё вокруг были рыжие деревья. Меня вдохновляли разговоры с местными жителями и лекции британских скульпторов. И в один день я нарисовал небольшой рисунок оранжевой гуашью, где впервые появилась идея будущей скульптуры.

3. Приумножайте «запасы» для будущих идей
Работайте над собой каждый день. Я для этого листаю и читаю множество книг, смотрю фильмы о художниках.
Идеи на каждом шагу. Главное, не пройти мимо…
Наблюдаю за жизнью и стараюсь фиксировать, запоминать и трансформировать её в новых работах.

4. Идите на компромисс со своим клиентом
Любое общение – это умение находить компромисс. С одной стороны, важно не потерять в себе художника, а с другой, клиент должен сохранить идею или первоначальную задумку, с которой он обратился.

5. Представляйте разные подходы к идее, чтобы у клиента были варианты для выбора
Однажды, когда я участвовал в проекте «Парк коррупции», я в течение недели выслал около шести вариантов павильона парка. Поверьте, это очень сжатый срок, чтобы подготовить даже одно предложение, не говоря уже о шести. Зато у Катерины Тейлор – культурного менеджера, пригласившей меня, – была возможность выбрать наилучшее решение.

6. Окружайте себя людьми, которые любят и верят в то, что они делают
Мой «внутренний радар» в первую очередь выбирает тех, кто близок мне по духу. У нас завязывается дружба. И если потом мы работаем совместно над проектом, то мне с ними легко. Случалось, что наши мнения расходились по определенным вопросам, но это часть творческого процесса.

7. Цените мнение каждого члена команды
Я работаю ведущим художником в Национальном музее истории Украины во Второй мировой войне. И часто мнения всего коллектива – а это десять человек – приводят к нужной идее. Получается, что синергия художественной мысли и исторических знаний даёт потрясающий результат.

8. Положитесь на интуицию
В умении отобрать из пришедших в голову идей лучшую проявляется мастерство и опыт художника. Мне ещё помогает интуиция. Можно «протестировать» идею на близком окружении. Собрать как можно больше разных точек зрения, пообщаться с куратором, а уж потом самому принимать окончательное решение.

10. Смело нарушайте правила
В проекте «Хованки» в Национальном музее истории Украины во Второй мировой войне я сделал нестандартную инсталляцию. Взял старую мебель (шкафы, полки, двери, стулья) и из них построил полуразрушенный дом: крыша была из дверей, стены из шкафов и т. д. То есть законы реальности были нарушены, но тогда и появилось искусство.

11. Фантазируйте без напряга
Я не участвую в марафонах по развитию креативности. Еще Пабло Пикассо говорил: «Пиши картины только тогда, когда без этого уже не можешь». И я стараюсь быть честным самим с собой. У меня бывает «творческая ломка», если какое-то время не могу посещать мастерскую, чтобы творить. А когда начинаю день, всегда выполняю один ритуал: в качестве разминки набрасываю небольшой рисунок. Думаю, именно эмоции и старания делают работы сильными. А после важно проанализировать сделанное. И отбросить, не жалея, лишнее.

Для меня креатив – это тоже пропорция. Пропорция реальности и фантазии, расчёта и безумства. И кайф от их соотношения.

А чтобы тренировать креативность, иногда достаточно любого уличного билборда и вашего воображения. Я на месте рекламы представляю будущую картину.

12. Думайте как ребенок
Для детей думать – естественный процесс. Они не выделяют для этого отдельного времени: «вот завтра в 5 часов я сяду и начну креативить». Они радуются и живут вне времени. Ребенок – это и есть чистейший креатив. Он соединяет несоединяемое и создает новые миры просто так.

13. Влияйте на людей через других людей
Мы любим себе подобных, а точнее, себя. Люди больше всего радуются, если узнают в ком-то или чём-то себя или знакомых. Так покажите им это привычное и знакомое: веселое или страшное. Страх, кстати, больше любят дети. Для них это игра, они веселятся от страха.

14. Создайте свой креативный набор
У меня это – глаза, сердце, душа, руки и знания.

15. Не все ваши идеи одобрят, но на их месте может появиться нечто лучшее
Был такой проект «Открываем двери детям», посвященный тем, кто живёт в интернатах. У меня сначала была идея построить из дерева город будущего, но это оказалось сложно реализовать. Тогда я предложил конструкцию из дверей с зеркальными вставками, а на зеркалах тексты, авторы которых – дети. Предварительно я попросил детей написать «письма-воспоминания» о проведённом лете. Зрители, когда прочитали их, плакали. Я видел эти слезы.

А вторая история связана с проектом «Украденный Крым», который проходил в 2019 году на ВДНХ. Обсуждалась идея о двусторонней связи исторических поколений крымских татар: одних депортировали, а другие возвращались обратно в Крым. Я сначала предложил сделать недостроенный дом – не подошло. Но потом эта идея трансформировалась в диагональную стену, разрезавшую зал на две части. Через стену был один вход в форме условной двери, которая связала эти разные поколения и временные отрезки воедино. И людям понравилось.

Очень радует меня лично, что более адекватно стали восприниматься инсталляции. Публика подрастает и окультуривается. Всё меньше возле моих проектов я стал слышать возгласы: «И я так смогу!».

О художнике:
Антон Логов – выпускник Одесского художественного училища им. М. Б. Грекова и Национальной академии художественного искусства и архитектуры. Преподаватель «Школы современного искусства» в Киеве. Работает в жанрах живописи, графики, инсталляции, скульптуры и фотографии. С 2008 года участвует в групповых выставках и представляет собственные инсталляции в Украине и за рубежом.