Творчество художника – это единый порыв руки, сердца и души

Pozitiv.ua продолжает знакомить вас с мастерами, которые составляют гордость нашей страны. Представляем вам Елену Лесничую – необычайно глубокую и самобытную харьковскую художницу, графика, книжного иллюстратора. Она иллюстрировала книги Чехова, Цветаевой, Ахматовой, Есенина, Хайяма, Фицджеральд, Рубальской и других авторов. Сама пишет стихи. А заячья тема в ее картинах – как песня о том, что творится в нашей душе: один заяц настолько аппетитный, что готов съесть сам себя – это о нашем самолюбии и самоедстве; а вот другой заяц разыгрывает свой уход – это и озорство, и самоирония, и печаль. Всё смешано в нашей жизни… Об этой эмоциональной правде размышляет художница Елена Лесничая.

За что вы любите живопись?

Отвечу, перефразируя слова Александра Сергеевича Пушкина: «За божество, за вдохновенье, за жизнь, за слёзы, за любовь!». Все эти чувства должны быть в живописном произведении, как и в любом другом произведении искусства.

А ещё люблю за эмоциональную правду, которая есть в живописи. Она не даст соврать, потому что, когда творишь, всё должно быть в едином порыве: и рука, и сердце, и душа.

Ну и просто завораживают краски, их вид и запах, – всё это «живописное хозяйство». Мне бывает трудно выйти из магазина для художников, как кому-то из мясной лавки. Хочется купить весь магазин. Думаю, что каждый художник испытывал такое чувство.

Что вас привело к творчеству?

Мой отец был художником-оформителем. Была такая профессия в 60-х, да и позже. Его артель занималась созданием лозунгов, вымпелов, социалистических обязательств. Он мечтал о художественном образовании, но, кроме вечерней студии рисунка при местном клубе, ему ничего не светило. В какой-то мере я тоже думала о художественном образовании, и о том, что он был бы рад, если бы я продвинулась в этом направлении.

С детства я видела альбомы, краски, кисти. Надо сказать, что качество бумаги и кистей было отменным, а желание что-то с этим всем делать – почти физиологическим.

А ещё, наверное, хвастовство – да, к творчеству меня вела банальная возможность похвастаться. Мне нравилось, что в разных детских коллективах я могла показать, что умею что-то такое, чего не умели другие. Это было важно для меня. Скромное место под солнцем было обеспечено.

Какое оно, ваше творчество?

Думаю, что моё творчество – традиционно. А ещё оно символичное и философское. Что в нём нового? Ещё одна художница появилась и существует в этом многогранном мире изобразительного искусства. Но зато со своей школой, собственным мироощущением, чувством, желанием.

А заячья тема в моём творчестве – только его часть, но проходит красной линией. Или живёт параллельно, уж не знаю...

Среди ваших работ есть любимые?

Хочу сказать тривиальную фразу: нелюбимых нет! Они даже не могут родиться. Есть более значительные, программные или удачные...

В 90-х годах появилась картина «Жмурки». На ней был изображён мой первый заяц.
«Ай да Лена, ай да молодец!», – подумала я, опять же перефразируя Пушкина. Я тогда поняла, что родилось нечто значительное. Не могла знать, конечно, что через несколько лет продолжу эту тему. Копии и повторения не любила делать и не умела. Так и оставалась эта картина единственной. На ней был изображён заяц-монстрик, сопровождающий во мрак неизвестности юную деву с закрытыми глазами, одновременно прячась за её спиной.

Шли годы. И оказалось, что Заяц – не тот, вернее, «тот ещё». Он стал требовать от меня всё новых воплощений, превращаясь постепенно в сложный, объемный, многогранный художественный образ. Из трусливого и стыдливого, не имеющего права не только на проезд в троллейбусе, но и права на жизнь (ведь кругом звери и охотники), он становится постепенно смелым, озорным, хитрым и даже наглым. Это история одной картины, из которой, как из гоголевской «Шинели», вышли все мои последующие Заи.

И еще есть картины, в которых нет не только зайцев, но и красного цвета. Они также любимы и значительны для меня: «С новым годом!», «Земля – небо», «Клоун и балерина», «Борьба», «Утро гения», «Память». Но это уже другие истории...

А забавные истории среди них бывали?

С одной из представленных в этой подборке картин произошла-таки забавная история. В 2016 году мне очень хотелось тишины – всеобщей такой тишины, умиротворения, покоя. Конечно, она не наступила, но в отдельно взятой картине это оказалось возможным. И я в ней уложила своего «Красного зайца» спать в пшенице, под небом голубым. Глаза у него были закрыты, и спал он абсолютно безмятежно. Так бы оно и было, но…

Но тут мимо проходил мой зять и пошутил: «Елена Анатольевна, откройте ему хотя бы один глаз, времена-то нынче какие!». Я подумала: а ведь точно! И заяц глянул на меня одним открытым глазом.

Что бы вы думали? Картина ожила! Это было абсолютно правильное решение. «Одноглазость» отразила напряжение и правду ситуации, в которой люди и страна в тот момент находились. Не спи, не доверяй никому, останешься без хвоста!.. И это тот случай, когда в такой маленькой, казалось бы, детали, заключалась сермяжная правда жизни.

Кто из украинцев вас вдохновляет?

Если продолжить разговор о художниках, то меня вдохновляла и продолжает вдохновлять украинская художница Мария Примаченко. Её картины и даже названия к ним талантливы, остроумны, живописны. Может показаться, что ее работы простые и даже по-детски наивные. На самом деле, в них скрыта мудрость женщины и профессионализм художника. В картинах Марии Примаченко закодирована сила народа. В этом кроется секрет вдохновения для новых поколений.

Как стать непохожей на других?

«Вырабатывайте свой стиль», – говорили мне преподаватели в различных художественных заведениях. Но я уверена, что стиль трудно выработать. Он рождается изнутри.

Думаю, у меня имеется большая степень непохожести на других. Есть узнаваемость моих работ – и это ценно.


Об авторе:
Елена Анатольевна Лесничая окончила Харьковское государственное художественное училище и Харьковский художественно-промышленный институт, отделение станковой графики. Работает в области живописи, станковой графики, иллюстрирует книги. Пишет стихи. С 1984 года участвует в художественных выставках в Украине и за ее пределами, многократно проводила персональные выставки. Работы хранятся в частных собраниях в Болгарии, Голландии, Греции, Израиле, России, США, Франции. В 1997 году Харьковская телестудия сняла о ней фильм «Художник Елена Лесничая», а позже еще несколько телесюжетов. Красные зайцы – одна из тем ее творчества.

Страничка Елены Лесничей:

https://www.facebook.com/Elena57.Lesn/