Персонаж сказки, пьесы и оперы на знаменитых картинах

Под Новый год даже взрослые немного верят в сказки. И рассказывают их детям. Про Метелицу, про Деда Мороза, про его внучку Снегурочку. А началась литературная и сценическая история Снегурочки с народных сказок, которые записывал и издавал фольклорист Александр Афанасьев.

«...Дед да баба слепили девочку из снега, себе в утешение и людям на радость. И всё было бы хорошо. Но пришла весна, пригрело солнышко – и снег растаял…»

Иллюстрация к народной сказке «Снегурочка»

На основе народной сказки драматург Александр Николаевич Островский в 1873 году создал свою поэтическую пьесу. В ней Дед Мороз – не дедушка, а отец Снегурочки. А её мать – Весна-Красна. Появился ещё один персонаж, возлюбленный девушки Лель. А финал остался таким же: светлым и печальным. Снегурочка тает во время праздничного ритуала в честь славянского бога весеннего солнца Ярилы.

Красивая история о горячей любви холодной снежной девушки…

Виктор Васнецов. Эскиз костюма для оперы. 1895


Лирическая пьеса понравилась меценату Савве Мамонтову. В сочельник (вечер накануне Рождества), 6 января 1882 года, в его домашнем театре состоялась премьера спектакля. Эскизы костюмов выполнил Виктор Васнецов. Три года спустя знаменитый художник сделал новые эскизы, уже для постановки одноименной оперы композитора Н. Римского-Корсакова. А еще через несколько лет он создал картину. Моделью для Снегурочки стала дочь Мамонтова – Сашенька.

Виктор Васнецов. Снегурочка. 1899

Это персонаж пьесы-сказки Александра Островского и героиня оперы Николая Римского-Корсакова. Там она именно такая: не веселая и беззаботная, какой мы привыкли её считать, а слегка встревоженная, чем-то обеспокоенная. Что её тревожит? Ответ найдёте в сказке Островского. Снежная девушка, лесная обитательница, впервые идёт к людям, в деревню. Что её там ждёт, она не знает. Её холодное сердце ничего не может предсказать. Но решение принято, она выбрала свой путь. Девушка взволнованно оглядывается на лес – свой родной дом. В лунном свете блестит и отливает синевой снег. Застыли на морозе ёлочки. А вдали в низине видны огоньки деревни, куда сейчас отправится девушка навстречу своей судьбе.

Михаил Врубель. Снегурочка. 1885

По-детски удивлённое, наивное выражение лица. Нежность и непосредственность. Доброта, поглядывающая сквозь колючие снежинки. Возможно, это момент появления лесной красавицы перед людьми. Зимний лес остался за ее спиной, и только белочка решилась выйти на опушку, чтобы проводить девушку. Такой увидел сказочную героиню талантливый и самобытный художник-символист Михаил Врубель. Моделью для создания образа стала его супруга – певица Надежда Забела-Врубель, которая исполнила партию Снегурочки на оперной сцене. Художник с удовольствием рисовал сценические костюмы для жены и всю жизнь вдохновлялся и восхищался ей.

Николай Рерих. Снегурочка. 1912

Такой изобразил ее художник, сценограф, писатель, археолог и философ Николай Рерих. Он глубоко интересовался историей. Для него было важным «соотношение прошлого с настоящим и будущим», что выражалось в его творчестве через сочетание реализма и символизма: реального изображения с различными символами. Эта связь проявлялась, когда Рерих работал над костюмами и декорациями к театральным постановкам. В таком костюме, по мнению художника, Снегурочка будет на сцене, в постановке одноимённой оперы Римского-Корсакова.

Николай Рерих. Снегурочка и Лель, 1921

Вот совершенно неожиданные образы Снегурочки и Леля – с азиатскими чертами лица. Что натолкнуло художника на такое странное решение? Рерих четырежды обращался к оформлению постановки этой сказки на оперной и драматической сценах. Он сделал десятки рисунков-эскизов. Именно эта работа создана в период его увлечения культурой Востока, отсюда сочетание славянской мифологии и восточных влияний.

Казимир Стабровский. Снегурочка. 1891

Польско-российскому живописцу и педагогу Казимиру Стабровскому особенно хорошо удавались пейзажи. Он увлекался оккультными науками, интересовался художественными поисками символистов. Его Снегурочка написана в символической стилистике: всюду недосказанность, намёки, мистика. Переплетённые ветви деревьев, напоминающие очертания человеческих фигур. Мрачная арка с таинственной надписью и колоннами, полутёмные очертания какого-то замка… Вокруг девушки, прямо в снегу, распустились цветы. К ней слетелись птицы. Почему цветы – снежной зимой? Это символ родителей Снегурочки: Мороза и Весны. Дуализм времен года перекликается со скульптурой грифона, венчающей фонтан на дальнем плане. Мифологический грифон – существо с туловищем льва и крыльями орла – символизирует одновременно Добро и Зло, силы Неба и Земли. Загадочная, таинственная картина…


Рут Сандерсон. «Зимняя история любви»

Картина написана американской художницей Рут Сандерсон в стиле фэнтези. Вроде бы полная идиллия. Девушка в мантии, напоминающей царскую. Ее друг Лель, певец Весны, в зипуне и шапке. Он играет на дудочке, она заворожённо слушает. Чистые линии, яркие краски: оттенки зелёного, голубого, сиреневого на ветках елей. Но что-то загадочно-тревожное есть в этой картине. Укутавшее землю на переднем плане белое снежное покрывало под закатным солнцем кажется желто-оранжевым. А на том берегу незамёршего ручья, где стоят персонажи, от снега исходит холодно-синий отблеск. Так цветом художница передает нарастающее напряжение. И кусты не случайно склонились к воде заледеневшими хищными лапами. Это тайные знаки, но девушке их не понять…

Рут Сандерсон. Снегурочка

Еще одна иллюстрация этой же художницы к нашей сказке. И снова жанр фэнтези. На переднем плане – лёгкая, невесомая, почти прозрачная красавица с цветами в волосах. Это Весна-Красна. Она одарила свою дочь Снегурочку умением любить. А теперь пытается предостеречь ее и предупредить о грозящей опасности. Но разве можно в чём-то переубедить юных влюблённых. Весна сейчас улетит, подхваченная порывом ветра. А Снегурочка останется с Лелем.

Василий Поленов. Эскиз к картине «Тающая Снегурочка», 1879

Это один из эскизов Василия Поленова к неоконченной картине «Тающая Снегурочка». Полотно написано в стиле модерн, когда это направление еще только зарождалось и вызывало споры у современников художника. Очень эмоциональная картина. В центре – то ли призрак, то ли человек. Невесомая бесплотная фигурка девушки вызывает изумление у старика и старухи. Еще мгновение – и видение растает, улетит, испарится под тёплыми весенними солнечными лучами. Это плата за счастье любить…

Что так Снегурочку тянуло
К тому высокому огню?
Уж лучше б в речке утонула,
Попала под ноги коню…

Как чисто с воздухом смешалась,
И кончилась ее пора.
Играть с огнем – вот наша шалость,
Вот наша древняя игра...

Белла Ахмадулина, отрывок из стихотворения «Снегурочка». 1958

Александр Дейнека. Снегурочка. 1954

Это уже не сказочный персонаж, а обычная девушка, современница художника, спортсменка-лыжница. Естественно, мы не видим ни длинного сарафана, ни косы. Спортивный костюм и лыжные ботинки – так, конечно, удобнее тренироваться. Собранные в короткий хвостик волосы не должны мешать стремительному движению. И лишь цветная шапочка отдалённо напоминает корону. Сказки остались в детстве. Время стремительно летит вперёд, как и эта юная лыжница, которая лишь на секунду остановилась передохнуть и повернула голову в нашу сторону. Еще мгновение – и она помчится дальше, прокладывать лыжню среди заснеженных елей. Живописец и скульптор Александр Дейнека назвал современницу сказочной Снегурочкой, вероятно, ассоциируя её с персонажем сказки Островского – за смелость и стремление к цели.

Кадр из мультфильма «Снегурочка», студия «Союзмультфильм», 1952

Героиня мультфильма – добросердечная, открытая, ласковая. Большую группу мультипликаторов, рисовавших этот полнометражный мультипликационный фильм, возглавляли художники-постановщики Лев Мильчин, Виктор Никитин, Надежда Строганова. По-видимому, они взяли за основу характер, созданный Михаилом Врубелем: тот же открытый светлый взгляд, та же доброта и нежность. Очень красиво получилось!

Образ зимней красавицы волнует художников и сегодня.

В стиле фэнтези

Завершим историю о любимом новогоднем персонаже не картиной, а фотографией реальной красавицы.

Девушка в костюме Снегурочки на почтовой открытке.
Предположительно, 70-е годы ХХ века. Киев.

Научный консультант: Игорь Борисович Труш, искусствовед, ведущий сотрудник Днепропетровского художественного музея