Как живописцы изображали любимые семейные праздники

Самые любимые праздники – Новый год и Рождество. Вся семья собирается вместе. Под бой часов мы загадываем желания, произносим добрые слова. Эти дни полны ожидания чего-то хорошего, доброго, сказочного. Эти эмоции передавали на своих полотнах художники разных эпох.

Борис Кустодиев. «Ёлочный торг», 1918 год

Издавна художники создавали полотна на библейские сюжеты, воспевая рождение младенца Иисуса. Постепенно Рождество стало не только религиозным, но и светским праздником. Домашним, семейным, камерным. Тематика посвященных ему живописных полотен расширилась, к библейским образам добавились и другие. Художники стали изображать пейзажи и бытовые сцены. Популярностью также стали пользоваться изображения животных и сказочных персонажей.

Рассмотрим картину Бориса Кустодиева «Ёлочный торг». Выбор ели – дело нешуточное. Нужна самая красивая, высокая, пушистая. Художник прекрасно изобразил предновогоднюю суету ёлочного базара, где взрослые и дети с удовольствием выбирают и покупают не просто важный атрибут праздника – они пришли сюда за радостью, хорошим настроением, надеждами, обещанием счастья. А на заднем плане в морозной дымке виден храм со сверкающими куполами – как напоминание о глубоком смысле праздника Рождества.

Вигго Юхансен. «Счастливое Рождество». 1891

Символ рождественской звезды дошел до наших дней. Ей уже много лет венчают рождественскую ель. На картине семейный праздник. В комнате специально выключили свет, чтобы только зеленая лесная красавица сияла своими огоньками. Нарядные дети водят хоровод вокруг ёлки. Мама, старшие сёстры, малыши, – все вместе. И бабушка, стоя в дверях, наблюдает за ними. Наверное, и папа скоро придёт. Все счастливы. Автор этой картины – датский художник Вигго Юхансен, директор Академии художеств, представитель группы «Скагенские художники».

А теперь картина с совершенно другим настроением: с динамикой и легкой иронией.

Антон Пик. Городские сцены. Перед рождеством, Винчестер

Забавная бытовая зарисовка голландского художника Антона Пика – поставленная на паузу бурная жизнь. Семья богатого горожанина (возможно, это судья или фабрикант с женой) возвращается домой с покупками. Наверное, они были на городском рынке. Мы видим в машине наваленные горой подарки, корзинку с бутылками вина, смешно болтающиеся при езде утиные тушки, торчащую из открытого багажника большую ёлку, уже с опорой-крестовиной. Вот доедут домой и установят её в самой большой комнате.

А пешеходы смотрят с изумлением на автомобиль. Такое чудо техники ещё было редкостью на городских улочках английских городов конца ХIХ века. Вот удивлённо застыли стоящие к нам спиной маленькая девочка и дама, забыв про тяжелую корзинку с провизией. Напротив – господин в цилиндре изумленно раскрыл рот. Мальчишка – продавец апельсинов, пытаясь догнать машину, роняет из корзинки на снег оранжевые цитрусовые шары. Собака так летит рядом, что её уши развеваются по ветру. Извозчик, взмахнув кнутом, быстро уводит в сторону свою коляску с лошадью, нам её уже и не видно. Сейчас автомобиль проедет – и все снова неспешно пойдут по заснеженной улице: относить домой покупки, наряжать ёлку, зажигать рождественские свечи…

Антон Пик. Снегопад

Вот еще одна картина Антона Пика. Он с детства полюбил сказки и часто изображал добрые, трогательные, порой грустные сказочные сюжеты. Про него даже говорили: «Наш голландский Андерсен». Посмотрите на его картину «Снегопад».

Вверху в домике на пушистом облаке живет героиня сказок братьев Гримм – госпожа Метелица. Она вытряхивает свою перину – и на землю сыпется пушистый белый снег. Он укрывает всё: крыши домов и мельницы, колодец, деревья. Дороги заметены снегом, и только одинокий человек с мешком за плечами тащит свою поклажу, проваливаясь в глубокий снег.

Фердинанд Георг Вальдмюллер. «Рождественское утро». 1844

И снова XIX век, многодетная семья, утро после Рождества. Австрийский художник Фердинанд Вальдмюллер изобразил комнату большого дома и детей ещё в рубашонках, они только проснулись, но уже предвкушают продолжение веселья. И взрослым передаётся их активность и жизнерадостность.

Генри Мослер. «Рождественское утро». 1916

Еще одно утро после праздника Рождества, и снова дети. Американский художник Генри Мослер показал их в момент волнительного ожидания подарков от Санта-Клауса. Что там, под елью? Так хочется поскорее увидеть…

Александр Левченков. «Утро нового года». ХХ век

А это конец ХХ века, тоже реалистическое полотно. Его автор – Александр Левченков. Взрослые еще спят, а малыш уже проснулся, вышел в комнату, а там – новогоднее чудо. И так хочется рассмотреть всё поближе, потрогать. И даже, может быть снять конфету с ёлочки… На дальнем плане, у окна, стол с остатками вчерашнего пиршества. Утреннее солнце заглядывает в квартиру. Еще всё впереди у этого малыша: радостный день, удачный год, счастливая жизнь…

Pozitiv.ua желает всем здоровья и радости в новом году!

Автор: Элла Мягких
Научный консультант: Игорь Борисович Труш, искусствовед, ведущий научный сотрудник Днепропетровского художественного музея