Новый год и Рождество на картинах знаменитых художников

В рождественские дни в наших сердцах поселяется надежда на лучшее, вера в добро, сказку и красоту. Pozitiv.ua продолжает добавлять красоту в нашу жизнь. Давайте полюбуемся работами великих мастеров, посвященных Рождеству.

Рождение Христа воспевали западноевропейские мастера Средневековья и Возрождения. Они изображали библейские сюжеты: младенца в яслях (кормушке для домашних животных) или на руках у матери, склонившуюся над сыном Марию, старика Иосифа, пришедших поклониться новорождённому Иисусу волхвов. Рядом часто можно увидеть волов и ослов, толпы людей.

Леонардо да Винчи. «Поклонение волхвов». 1481

«Поклонение волхвов» было заказано непревзойдённому художнику Леонардо да Винчи (1464–1482) для украшения монастырского алтаря в городке Скопето, недалеко от Флоренции. Предположительно, молодой человек справа – сам Леонардо в возрасте 29 лет.

Композиция картины уникальна. На заднем плане виднеются развалины дворца, всадники на конях, скалы. В центре изображена Мария с новорожденным Иисусом. Они окружены паломниками, пришедшими поклониться Сыну Божию. По замыслу художника, сюжет должен выходить за рамки картины. Чтобы достичь такого эффекта, Леонардо использовал революционный для того времени приём. Художник расположил множество фигур за Богородицей, а перед ней оставил свободное пространство. Оно как бы высвобождено для зрителя. Именно этот художественный приём, не имеющий аналогов в итальянской живописи, сделал полотно очень личностным, адресованным каждому человеку. Леонардо понимал, что картина только тогда становится иконой, когда в ней оставлено место для молящегося.

Альбрехт Дюрер. «Поклонение волхвов». 1504

Автор этого полотна – один из ключевых представителей западноевропейского Ренессанса, великий немецкий живописец, имя которого традиционно включают в сотню самых популярных художников мира. Альбрехт Дюрер символически изобразил бедную хижину Марии, младенца и волхвов (мудрецов), которые пришли ему поклониться с разных концов света. Фигура в центре – автопортрет художника. Младенец с непосредственным любопытством ребёнка тянется к ларцу с дарами, который принёс мудрец. А старик смотрит на него с вниманием и любовью. Картина, заказанная курфюрстом Саксонским для церкви в Виттенберге, наполнена ощущениями доброты и торжественности момента.

Мартин Шонгауэр. «Поклонение пастухов». XV век

Мартин Шонгауэр, знаменитый мастер европейского искусства, в творчестве которого готические традиции сочетались с взглядами художников Возрождения. Тут тоже множество разных персонажей и деталей: пейзаж на заднем плане, вол и осёл в центре картины, по бокам преклонившие колени пастухи, старик Иосиф. А в центре – Мария сложила руки в молитвенном жесте и младенец на белом полотне пелёнок. Композиция выстроена так, что эта маленькая фигурка Христа притягивает внимание зрителя.

Борис Пастернак. Отрывок из стихотворения «Рождественская звезда». 1947

…Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звёзды сметал с небосвода.
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.

Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потёмках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.