Продолжаем рассказывать о разных типах восприятия мира, которые по теории «спиральной динамики» обозначены для удобства разными цветами. О «фиолетовом», «синем» и «красном» мирах читайте здесь:https://pozitiv.ua/article/4610

«Оранжевый мир» – кто быстрее и «продвинутее»

Такой человек – за конкуренцию и исследование. Ему интересно, как всё работает на самом деле. Для «оранжевых» людей мир представляет шахматную доску: важно знать правила, чтобы обойти конкурента. Успех – важнее власти, силы и порядка. Такие люди направляют свою энергию в будущее. Они рискуют, проигрывают и снова поднимаются, чтобы продолжить жить в стиле «предпринимателя».

Они собирают современное искусство не ради того, чтобы доказать свою власть, а ради понтов. Быть модным – очень важно, это критерий соответствия стандартам успеха.
И если сегодня модно коллекционировать виртуальное искусство – отлично. Появилась новая группа, которая продает недорого перспективных художников – хорошо. А если успехом считается купить одну из картин известной украинской художницы Оксаны Мась в группе Фейсбука «Сіль-Соль» – круто.

Представитель «оранжевого мира» Билл Гейтс собирает живопись. Только не реальные картины, а их электронные изображения. Он даже основал специальную фирму Corbis, с помощью которой он покупает права на оцифрованные шедевры живописи. В планах Гейтса создать плазменный экран, который сможет воссоздать картину «как в реальности». Corbis постепенно идет к своей цели: собрано около 70 миллионов картинок. И, возможно, там скоро можно будет увидеть шедевры из Лувра или Эрмитажа.

Фото: картина Оксаны Мась (группа Сіль-Соль)
Люди этого типа мышления и к коллекционированию подходят разумно и прогрессивно. В 2020 году онлайн-продажи стали возможностью быстро трансформировать аукционы, а покупатели не остались в стороне. Социальные сети стали платформой, через которую можно не только приобрести вожделенный предмет искусства, но и похвастаться им перед другими: «кто собрал больше наград, артефактов, картин, тот и победил».

Организации, устроенные по типу «оранжевых», собирают по всему миру таланты. А люди внутри них продвигаются благодаря карьерным достижениям. И даже стимулы внутри таких компаний будут завязаны на здоровой конкуренции и сборе отличительных «знаков».

«Зеленый мир» – гармония

Это сфера гуманизма, духовности и заботы. Люди с таким типом мышления не конкурируют между собой, и власть им тоже не к чему, так как можно договориться. Тут нет места для наживы и эгоизма.

Исторически начало «зелёного мира» – эпоха хиппи. Члены этого сообщества пытались преодолеть навязываемые обществом роли, поэтому возникали движения за права и свободы, студенческие революции 1968 года.

«Зелёный мир» – за равные возможности и права. К такому мировоззрению приходят люди с высоким уровнем личностного развития.

Принципиальность очень важна для зеленого мира. Майкл Классен в книге «Корпорация хиппи» пишет: «Многие предприниматели-хиппи настаивали на продвижении своих творений и ведении своей деятельности принципиальным образом. Иными словами, они разделяли сильное чувство личной ответственности и стремление разрешения социальных и экономических проблем».

Приобретая какую-либо вещь, они прежде всего подумают, какую пользу она принесёт сообществу. Это также крупные меценаты, которые передают свои коллекции в общественное пользование. Джеф Безос, самый богатый предприниматель в мире и владелец Amazon, потратил 10 миллиардов долларов в борьбе с изменением климата. Его коллекционирование растений со всего мира направлено на спасение Земли от экологической катастрофы.

Фото:Лорен Берч
Креативная творческая среда оставляет свой отпечаток и на предметах коллекционирования. Например, Сергей Васильев, журналист и букинист, собрал более 500 книг о рок-музыке. «Кто-то собирает всё о The Beatles, кто-то о зарубежном роке в целом, кто-то предпочитает исключительно русский рок, а кто-то обожествляет Цоя или Высоцкого и копает только в этом направлении», – рассказывает Сергей в интервью для Baj.by.

Коллекционеры, которые покупают «зелёные» произведения искусства, разделяют принципы и ценности хиппи. Например, Цви Страух с женой Хилой – они первыми стали скупать украшения, которые изготавливала Лорен Берч – художница-самоучка и дизайнер ювелирных украшений хиппи. Она часто рисовала кошек, а ещё фантастических разноцветных существ.

Первые хиппи оказали огромное влияние на культуру и концептуальное искусство. Один из ярких представителей эконаправления, художник и автор инсталляций Олафур Элиассон неоднократно посвящал свои работы изменениям климата и быстротечности жизни. Так в проекте «Ваша трата времени» он смог доставить в центр Лондона настоящие куски крупнейшего Гренландского ледника. Его приглашают на международные экологические форумы, а работы этого художника находятся в самых престижных музеях мира.

Фото:на фото Олафур Элиассон

«Жёлтый мир» - виртуальность и самовыражение

Здесь знания и компетентность важнее, чем статус и внешний успех. Человек с «жёлтым» способом мышления легко «скользит» по социальным сетям, меняя маску и не разрываясь от угрызений совести или зависти: Фейсбук, Твиттер, а может, Клабхаус или Инстаграмм. И живет по принципам: избегать предубеждений, сочувствия и сопереживания моменту.

«Желтый» принимает полярности. Такой человек или компания открыты к изменениям и легко отказываются от ограничивающих убеждений. А мир предстаёт для них как путешествие, в котором нормой будут приключения и открытия.

Для «желтых», в отличие от людей с другими способами мышления, взаимный выигрыш становится способом достижения целей (выиграю я – выиграешь ты – выиграет система).

Фото:Джеймса Террелла с Skyspaces , с веб-сайта Джеймса Террелла

Представитель этого мира коллекционирует предметы, в которых есть история. И даже больше. Он сам создаёт истории и смыслы. Напишет в каждой социальной сети нужным языком: где-то иронично, а где-то романтично, или духовно, универсально, честно...

Норвежский теоретик медиа Тимотеус Вермюлен и голландский философ Робин ван ден Аккер исследовали тему метамодернизма – обобщения культурных течений с конца ХХ века до наших дней. Они говорят об информированной наивности, магическом реализме, циничном романтизме. А в манифесте метамодернизма написано: «Наше существование обогатится, если мы, приступая к решению наших задач, будем понимать, что пределы могут быть преодолимы, потому что подобная деятельность раскрывает наш мир».

Фото: картина Kaye Donachie

Представители жёлтого мира в искусстве

Это такие художники, как James Turrell, Kaye Donachie, Dowid Thorpe, Ragnar Kjartansson, Guido van der Werve, Peter Doig, Armin Boehm, Adam Miller. В Украине – Александр и Александра Кроликовские, Алевтина Кахидзе, Олег Голосий, Егор Анцигин, Тарас Ковач, Владимир Ешкилив.

Именно искусство открывает двери в новые миры. Именно те, кто творит на переходе миров – творят для следующих поколений.


Фото: DAVID THORPE, Pilgrims

Каждая из представленных «картин мира» не делает человека хорошим или плохим, это всего лишь взгляд на окружающее. И не обязательно быть чистым «зелёным» или фиолетовым». Есть «миры», которые в нас более проявлены или, соответственно, менее. Как, например Стив Джобс, который воспитывался на ценностях хиппи, а создал «красную» компанию.

Мы попытались представить, как способ мышления влияет на поведение человека, в частности, на коллекционирование. Первую часть статьи, где рассказывается о «фиолетовом», «красном» и «синем» мирах, читайте здесь: https://pozitiv.ua/article/4610

Благодарим информационных партнеров ArtPeopleSpace за вдохновение.

Узнать больше о коллекционировании можно будет на серии из четырёх лекций
«Арт-рынок 2021. Современное коллекционирование. Денис Белькевич».
Переходите по ссылке и регистрируйтесь

https://www.facebook.com/events/2957737421116996/

Фото обложки:
The Metropolitan Museum of Art
Peter Doig | Two Trees