Еще два месяца назад нельзя было представить, что украинский галерист Евгений Карась в прямом эфире будет отбирать работы сотен современных художников. Приоткрывая для зрителей занавес, как арт-эксперты принимают решения. Объясняет почему одна работа хорошая, а другая низкого качества, не подходит или неинтересна, аргументируя и обосновывая во время регулярных блиц-анализов.

Полюбить группу “Сіль-Соль” можно еще по нескольким причинам. Это по-настоящему живое пространство с многотысячной заинтересованной в искусстве аудиторией, в которой после тщательного отбора каждый день выставляют несколько сотен работ интересных художников, а не болото в которое вбрасывают новость и забывают на месяц о существовании. Больше того - работы покупают напрямую у авторов. Ещё никогда арт-рынок не знал такой прозрачности, когда все видят в режиме реального времени - кто, что, сколько, по какой цене покупает. Каждая опубликованная работа получает историю эмоционального резонанса от участников. Группа, существуя несколько месяцев, на момент выхода статьи, набрала более 10 тысяч отобранных публикаций произведений и больше 2,5 тысяч продаж, что является рекордом и прорывом на украинском квази-арт-рынке, учитывая условия пандемии, внутреннего и внешнего экономического кризиса, а также негативную правовую и политическую среду для украинской культуры внутри страны.

Справка: группа в фейсбуке “Сіль-Соль” (основана 24.04.2020) площадка с модерацией для продажи/покупки современного визуального искусства напрямую у художников в низком ценовом диапазоне по установленным 10 Правилам. Место взаимопомощи художников, арт-дилеров и коллекционеров. Инициатива - Марат Гельман и Евгений Карась. Идея - группа в FB "Шар и Крест", Максим Боксер.

В семь часов каждого вечера в группе покупатели “дерутся” за картины Оксаны Мась, которая начала новый грандиозный проект, разрезав для группы свою 30-ти метровую картину на 400 частей. Время идет на доли секунды, а слова под постом сокращаются с “куплю” до “я”, чтобы быть первым, кто выразит намерение купить. В группе "Сіль-Соль" художники обсуждают, а иногда и спорят о вводе новых правил со стороны администрации.

А это неполный “список популярных тем в публикациях”: живопись, графика, фотография, скульптура, коллаж, украинский мотив, 18+... Даже если не планируете покупать современное искусство, то получите удовольствие просматривая ленту группы. Кто один раз попал в группу, часами скроллят наслаждаясь искусством.

Редактор Pozitiv.ua Ирина Павленко записала мнение арт-эксперта, коллекционера, куратора Евгения Карася об образовании художника, поисках индивидуального стиля, креативном воспитании детей.

Почему художественное образование важно?

От качества художественного образования в большинстве зависит уровень художника. Научиться учиться на протяжении всей жизни — вот что важно, чем бы не занимался человек. Знаю несколько примеров, когда художник изменил свою манеру и творческую идеологию в 50 лет, ранее его работы не привлекали внимания и вдруг становились интересными. Поэтому важно все время образовываться - развивать свой стиль и мастерство.

О креативности и внутренней свободе

Будущее экономики, каждого человека, чем бы он не занимался, зависит от креативности. Искусство, его понимание, попытка понять — сделает вас интересным человеком, поможет расширить внутреннюю свободу и мироощущение. Также обогатит амплитуду чувственности, позволит понимать и ценить чужое мироощущение.

То как вы говорите, о чем думаете и мечтаете, предметы, которые окружают в повседневной жизни, ваши отношения и даже тот же секс зависит от того насколько вы креативны.

О детях и образовании

Креативность можно развивать в любом возрасте (спойлер). Дети до 7 лет все гениальные. Они мыслят и творят очень неуправляемо, парадоксально, а детские рисунки являются областью для вдохновения зрелых художников. Почему так? Человек рождается с сильным творческим потенциалом. Он тем и отличается от животных, что может мыслить оригинально и развивать способность к творчеству. Есть и другие мнения, например что человек стал человеком, потому что умеет передавать уникальные звуки голосовым аппаратом, создавая языки, и строение фаланг пальцев с мелкой моторикой, создавая инструменты. Не согласен. Состоялся человек из-за проявления креативности мышления в науке и искусстве. Пальцы и голос - технологии.

Вспоминаю, как мои старшие дети приходили в галерею. Приходилось прятать ручки, фломастеры, карандаши, все чем можно нарисовать, а рисовали по всему что видят: стены, документы, стол. И тогда дети находили степлер и начинали создавать "произведения", скобками скрепляя бумагу. Представьте себе, что к вам приходит взрослый человек и начинает рисовать фломастерами или карандашами по стенам (сложно представить). Понимаете, какой в человеке сидит творческий потенциал и как социум, школа, традиционное воспитание его подавляет.

Человек рождается “художником” и только потом общество начинает разделять людей на художников и не художников. Внутри человека, в подсознании сидит невероятно творческая натура, гениальная. Задача социума высвобождение, а не угнетение этого потенциала.

Как минимум, родители должны понимать насколько влияет на будущее ребенка креативное образование. К примеру, в качестве члена жюри постоянно участвую в детских конкурсах. Допустим тема конкурса “Я люблю Украину” и родители очень часто рассказывают своим детям, что девочку нужно нарисовать обязательно в вышиванке и веночке с цветными ленточками, с птичками, радугой, хаткой и лебедями на озере. Родители закрепощают и формализуют возможности ребенка. Сами мыслят в штампах и стереотипах навязывая их своим детям.

Призываю родителей освободить детей от своих стереотипов и не “помогать”!

Изображение взято из группы Сiль-Соль, Марина Ващенко «Колискова», 2012, папір, туш
Наша группа Сіль-Соль против буллинга и людей, которые ограничивают потенциал других своим представлением “о красоте”. Эта группа не для тех кто скован моральными, религиозными, социальными и другими традициями и устоями. Нам категорически не нравится, когда художников и их работы обвиняют в чем-то, что не совпадает со сложившимся мышлением участников. Это якобы оскорбляет их чувства. Скорее всего по отношению к своему же законсервированному сознанию. Конечно нужно понимать баланс и разницу между осознанной свободой и культурным разгильдяйством.

Если в группе появляются попытки травить автора, неконструктивно критиковать, навязчиво указывать что приемлемо размещать в группе, а что нет - блокируем за агрессивность или переводим в “немой” режим.

Менторы - да, а книги - нет?

Мне в жизни повезло с интересными и сильными педагогами - Николай Шкарапута, Михаил Вайнштейн, Вилен Барский, Юрий Соколов и Юрий Скандаков. Чем бы вы не занимались — ищите в своем окружении самых лучших наставников. К сожалению мастерство не передается в искусстве через книги. Я не встречал ни одной книги, которая помогла бы научить рисовать, да и искусству в целом. Конечно безумное количество профессиональных текстов и статей я прочитал уже будучи сложившимся художником. Но, литературы культурологической, а не технологии мастерства. Поэтому, главная цель художника (не важно на каком он этапе развития) искать в поле зрения хорошего художника-ментора. Находиться у него в мастерской, идти к нему за любые деньги, становиться помощником, мыть пол, убирать, готовить материалы. Ищите менторов, известных художников, кураторов, галеристов, теоретиков искусства, арт-экспертов, потому что человек состоит из того с какими мастерами общался. Не исключено, что в первый и даже в пятый раз откажут, но на 10 раз вам скажут: “Приходи — поработаем”. В Украине мэтры доступны. Возможно кто-то ждет своего ученика.

Вы сами выбираете своих учителей, понятно, что учителем может быть даже Пикассо, Веласкес, кто угодно. Научитесь внимательно и скрупулезно анализировать шедевры. Нужно уметь собирать информацию в музеях, на выставках и там искать вдохновение. Очень важно посещать выставки с фотоаппаратом, блокнотом, чтобы “сканировать” пластические ходы, зарисовывать и запоминать, культивировать идеи. Ищите композиционные, технические приемы, стилизации и визуальные образы. Вы как профессионал отличаетесь от любого другого зрителя мышлением. Художник анализирует пространство, где бы он не был. Нужно все время работать (головой). Художник становится таковым не тогда, когда берет кисть и карандаш, а когда просто идет по улице и определяет визуально теплохолодность, цветонаправленность, тональные акценты и конструкцию. Делит все что видит на цветовые составляющие, чтобы научиться мыслить колоритом. Заряженность на искусство — очень сильная вещь воспитывающая вкус и художественный взгляд.

Как сейчас с украинским художественным образованием?


Изображение взято из группы "Сiль-Cоль", картина Марина Ващенко «Колискова», 2012, папір, туш.
Во всех тоталитарных и посттоталитарных странах всегда ценится академизм и сувенирное народное искусство. Почему в СССР был развит классический балет и музыка, академическое искусство во всех жанрах. Более того - отклонение от академизма было недопустимо и объявлялось вражеским. “Вероотступников” травили физически и морально.

Что я хочу сказать о нашем высшем образовании. Когда-то в Киевской Академии преподавали новаторы и идеологи искусства: Казими́р Малевич, Михаил Бойчук, Федор Кричевский, Татьяна Яблонская, Александр Мурашко, Георгий Нарбут, все “столпы” истории украинского искусства того времени и это был интеллектуальный центр.

Никто из ведущих современных художников не преподает в Академии, хотя там есть конечно несколько очень интересных мастеров. Так проявляется отсутствие стратегии, направленной на будущее, а не стремление к сохранению остатков традиций. А если и сохранять, то носителей традиций - приглашать преподавать известных художников.

Роль государства в развитии культуры

Государство не помогает развитию культуры, даже наоборот тормозит вот уже 30-ть лет. Государственные художественные учебные заведения, музеи в плачевном состоянии, существуя в рамках той экономической и культурной политики (или скорее её отсутствия), которая существует. Есть некоторые исключения — Львовская национальная академия искусств. Такого потрясающего уровня невозможно себе представить в каком-то другом вузе. Работы стильные, тонкие, грамотные (посмотрите в фейсбуке защиты и просмотры Львовской академии). Речь не идет о том, что есть один уникальный гениальный человек, нет — там целая плеяда студентов и преподавателей. Невозможно представить сильных учеников, без участия выдающегося преподавательского состава. Почему так произошло во Львове и не произошло в других городах? Работы студентов и выпускников — это явление, которое тут же должно становиться мемом, превращаться в выставки, издаваться альбомами. Феномен который нужно поднимать на флаг города Львова. Львовяне должны показать всей Украине, а может и всему миру талантливые работы студентов Львовской академии искусств. Я даже как-то хотел сделать проект “Новая львовская волна”, но пока не собрал финансирование, хотя в рамках репрезентации города - это копейки.

О стиле

В образовании и развитии художника очень важную роль играет стиль (раньше я думал, что школа и мастерство). Стиль важнее мастерства. Нужно много смотреть и пытаться говорить на языке современного искусства. Технический прогресс предложил художникам приемы, которые заменяют умения - это фотография, видео, цифровой монтаж, печать на различных носителях, комбинирование, коллажи, выстраивание историй.

На изображении картина из группы "Соль-Ciль" Виктор Гуцу, "Хозяйка", 2017, х.м.

Частные студии

Художественное мастерство концентрируется внутри талантливого человека. От преподавателя можно взять многое, но это не “билет в рай”. В каждом городе есть интересные частные преподаватели. Очень рекомендую ходить к нескольким мастерам, чтобы осваивать разные школы. Академическое образование нужно - дает тональную культуру, работу со светом и тенью, фактурой и композицией, работу с материалом. Тот, кто овладеет техникой и стилем, научится ими пользоваться - в “дамках”.

Чем украинское художественное образование отличается от европейского?

В Украине в целом не учат современному художественному мышлению, продвижению, маркетингу, арт-рынку. Когда я был львовским студентом в 80-х, приехал в Таллин, где художников учили сразу делать искусство с первых курсов, затем к 4-5 курсу человек набирал ремесло не утрачивая творческий потенциал и становился интересным художником. У нас же человек приходит на первый курс со своим нервом, со своим видением, со своей внутренней пластикой, а к концу учебного процесса становился серой мышью. Я говорю об общем процессе, в котором конечно есть исключения.

Художники даже получая образование, часто обладают большим ресурсом знаний, умений, не становятся интересными художниками, потому что не знают что потом со всем этим делать. Выпускник похож на Шварценеггера вооруженного до зубов, который не знает куда бежать, что делать и кто враг. Пытайтесь понять смысл современного искусства, приобрести чувство стиля. Стремитесь к общению с интересными людьми, артдилерами, галеристами, теоретиками, продвинутыми специалистами.

Самое худшее - это молодые художники которые не любят когда обсуждают их работы. Вот эта обида, нежелание слушать критику, а только комплименты - большое зло, ведущее к деградации. Критика в образовании имеет большую роль для любого уровня художника.